Политика

Ельцин был... О визите первого Президента на Алтай

Благодаря Борису Ельцину на Алтае удалось реализовать три важнейших социально-экономических проекта: строительство нового моста через Обь, строительство магистрального газопровода и Семипалатинскую программу.

Когда Борис Ельцин приезжал на Алтай в 1992 году, руководство края подготовило несколько вопросов, требующих срочного решения. Таких проблем у Алтая в то время было три: краю нужны были природный газ; новый мост; средства для реализации программыдля оказания квалифицированной медицинской помощи населению после взрывов в Семипалатинске.

По итогам поездки Бориса Николаевича на Алтай были подписаны важнейшие правительственные постановления. В итоге были выделены инвестиции на строительство магистрального газопровода Новосибирск - Барнаул (с 1996 года у нас есть природный газ).

Кроме этого, требовались огромные капиталовложения в завершение строительства Нового моста через Обь. В то время наш мост был крупнейшим мостом за Уралом.

Для Семипалатинской программы также нужны были средства. И благодаря Ельцину в край ежегодно поступали деньги в размере пятой части всего краевого бюджета.

В рамках Семипалатинской программы краевой диагностический центр был достроен и оснащен новейшим медицинским и диагностическим оборудованием.

Была еще одна тема, которую руководство края хотела решить в тот приезд Ельцина. Это увеличение районного коэффициента с 15 до 20%. Но здесь Борис Николаевич нам отказал. Дело в том, что его перед этим повезли в Институт им. Лисовенко смотреть достижения алтайских садоводов, в частности, президенту показали, какой виноград научились у нас выращивать. И когда зашел разговор об увеличении "северной надбавки", Ельцин сказал: "Какой вам северный коэффициент? У вас тут юг, вы виноград выращиваете…"

Памятник Ельцину

Рассказывают, что была шуточная идея установить Борису Ельцину памятник в районе букв "БАРНАУЛ" на горе. Говорят, именно на этом месте буквально на плече своего охранника Ельцин и подписал документы о выделении краю денег. И именно таким должен был быть памятник: Ельцин, подписывающий бумаги на плече охранника.

Воспоминания о визите

26-28 мая 1992 в ходе рабочего визита на Алтай с Борисом Ельциным встречались многие люди. Вот воспоминания двух из них.

Камень для президента

Вспоминает Владимир Райфикешт, глава администрации края в 1991-1994 годах:

- ...Из этого визита запомнилось несколько как бы второстепенных моментов. При проезде из аэропорта к зданию администрации края у глухого бетонного забора аппаратурно-механического завода в стекло бронированного автомобиля президента ударился камень, видимо, кем-то брошенный. Мы с Борисом Николаевичем сидели на заднем сиденье, а на переднем находился начальник службы безопасности Александр Коржаков. Удар был глухой, почти неслышный. Спустя некоторое время уже у здания администрации Александр Коржаков ненароком подвел меня к машине и показал небольшую круглую трещину в стекле. Поскольку в кортеже было две президентских машины, их быстро поменяли местами.

Конечно же, надо упомянуть и об известной проблеме президента, о которой распространяется много анекдотов, слухов: об употреблении горячительных напитков. Во время визита произошел курьезный случай. Президента и его окружение мы разместили на одной из бывших дач крайкома партии в нагорной части города Барнаула (теперь это одно из зданий санатория "Обь"). Зная, что Борис Николаевич любит хорошо попариться, мы заказали там же баню. Разместившись в небольшом холле сауны, вели разговор. В это время зашел растерянный управляющий делами администрации края Борис Лысенко, почему-то без сумок и дипломатов. Именно ему поручалось принести традиционный "джентльменский" набор. Отозвав меня в сторону, он сказал, что охрана не пропустила его со спиртным. Тут же сопровождавший Бориса Николаевича министр безопасности России Виктор Баранников пояснил мне, что, поскольку завтра предстоят перелет в Улан-Удэ, рабочие встречи, выпивка отменяется.

В нашем распоряжении было только пиво и несколько бутылок горно-алтайского бальзама, которые стояли в холодильнике с утра. Угадав немой вопрос Бориса Николаевича, я вынужден был сказать, что в данной ситуации я не являюсь хозяином. Борис Николаевич, шутливо оглядев присутствующих, спросил: "А кто в России хозяин?" Тем не менее в тот вечер мы этим и ограничились.

Пятиминутный доклад

Как известно, поездка Бориса Ельцина на Алтай завершилась положительной резолюцией президента на документах о так называемой Семипалатинской программе. О том, как этого удалось добиться, вспоминал 26 августа 1999 года на страницах "Свободного курса" Яков Шойхет, в ту пору - научный руководитель разрабатываемой программы:

- Зная, что придется докладывать, я попросил заранее повесить в кабинете тогдашнего губернатора края Райфикешта карту со следом от взрыва 1949 года и распространением заболеваемости. У меня было пять минут. Доклад перед такой аудиторией приходилось делать впервые.

Уже не вспомню, что я говорил, но смысл был такой: аномальная заболеваемость, другие факторы, атомный взрыв и почему он мог оказать такое воздействие. Точно помню, сказал, что условия были непригодны для проведения взрыва, что они были аномальны, дул сильный ветер - 72 километра в час на высоте 3,5 километра, то есть на той, на которой распространяются радионуклиды. Через 2,5 часа они уже были на территории Алтайского края. Вот почему было поражение населения так называемыми молодыми продуктами ядерного взрыва.

Когда я сказал об этом, Ельцин воскликнул: "Кто разрешил взрывать при такой погоде?" В ответ - гробовая тишина, и все министры, в том числе Баранников (Виктор Баранников в то время был министром службы контрразведки), поворачиваются в мою сторону. Ельцин, весь багровый, уперся в меня взглядом, и в совершенно мертвой тишине я сказал: "Не я, Борис Николаевич". Это сняло напряжение, раздался хохот, Ельцин тоже заулыбался, потом прервал свою улыбку, повернулся к Баранникову и сказал: "Найти и наказать!" Это было убийственно. А перед тем как прореагировать, он посмотрел на Яблокова (советник президента по экологии) и спросил: "Так это было?" Тот кивком подтвердил правильность моих слов.

После этого я стал "героем дня". На совещании в большом зале меня посадили вместе с госсоветником по политике в области экологии и охраны здоровья академиком Яблоковым и министрами.

В своем выступлении Ельцин сказал: "У вас тут от ядерных взрывов пострадали люди, вам надо помогать, и мы будем помогать". Это был коренной момент.

Материалы подготовили Наталья ЛАПИНА и Анатолий МУРАВЛЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость