Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
1781

Евгений Нечепуренко: «Телевидение — вещь затратная»

Год назад на медийном рынке появился новый игрок — телеканал «Катунь 24». Проект администрации края, он быстро получил неофициальное название — «губернаторский». Ряд краевых депутатов при обсуждении бюджета на 2009 год высказывали сомнения в целесообразности трат на пропаганду властей. О том, зачем был создан канал, кто и как определяет его информационную политику, каковы коммерческие перспективы проекта, редакции газеты «Ваше дело» рассказал Евгений Нечепуренко, начальник Управления края по печати информации, которое является учредителем «Катуни 24». Он ответил на все вопросы «ВД», обойдя стороной только одну тему — противостояние администраций края и Барнаула в информационном пространстве.

Евгений Нечепуренко, начальник управления администрации Алтайского края по печати и информации
Евгений Нечепуренко, начальник управления администрации Алтайского края по печати и информации
Михаил Хаустов

— В середине 2000-х годов многие российские регионы подошли к теме создания регионального телевидения довольно плотно. Причины во многом схожи. Прежде всего это сужение местного телепространства из-за уменьшения времени вещания, решение о котором принимала головная структура ВГТРК. В Алтайском крае это еще наложилось на ликвидацию сразу нескольких телекомпаний, которые вещали в Барнауле и пригороде на третьей кнопке. В 2008 году местное вещание свернулось до минимума. Все это в совокупности подтолкнуло нас к тому, чтобы создать в крае региональный канал.

К тому времени в государстве возникла и тема цифрового вещания. А появившаяся концепция развития телерадио­вещания в РФ на 2008−2015 годы дала ясно понять: в регионах должны работать местные каналы, которые впоследствии могут войти в цифровые мультиплексы. Это стало еще одним стимулом.

Мы провели большую подготовительную работу. В России сегодня в любой магазин зайди — дефицита нет почти ни на что. А вот на частотный ресурс он есть. Цифровизация заставила государство свернуть тему выдачи аналоговых частот. Мы фактически запрыгнули на подножку уходящего поезда и смогли по конкурсу выиграть частоту в Бийске.

— Какая задача для канала является доминирующей? Попадания в цифровой мультиплекс? Пропаганды курса администрации края и лично губернатора?

— Приоритетная задача — обеспечить жителей края информацией о происходящем в регионе, стране, городе, районе. Телевидение было и остается самым доступным для людей источником информации. Но начиная с 2000-х годов в крае почти нет тематического вещания, программ для детей, молодежи, пенсионеров. Вообще, по оценкам разных экспертов, в эфир местного телевидения не попадает до 90% происходящих событий. Главная причина — ограниченность эфирного времени. Появление «Катуни 24» эту проблему снимает. Я не говорю, что все эти программы уже созданы, но администрация края сделала важное — вооружила канал концепцией круглосуточного вещания. Дальше творческий процесс, от активности и грамотности которого зависит появление утренних программ, прямых трансляций, аналитических передач, телемостов и т. д. И канал вскоре порадует зрителя. Например, уже в мае стартует новый информационный проект, который свяжет Иркутск, Красноярск, Барнаул, Улан-Удэ. В случае успеха к проекту, надеюсь, присоединятся и другие территории.

 — И все же не секрет, что канал называют «губернаторским». Существует ли какая-то политика по продвижению главы региона и администрации? Участвует ли губернатор в формировании содержания?

— Продвижение региона — одна из ключевых задач телеканала. Она сформулирована самой жизнью. Главнейшая задача руководства любого региона — улучшение жизни его жителей. На этом пути лежит решение сотен и тысяч стратегических и тактических вопросов, и без мобилизации ресурса специалистов и всего населения здесь не обойтись. Именно населения, и это не расхожая фраза. Последние годы в большинстве федеральных СМИ, слава богу, появилось понятие и, главное, понимание национальных интересов страны. Это широкое понятие включает много конкретных аспектов, затрагивающих нашу с вами, в общем-то, обыденную жизнь — от обороноспособности страны до обеспечения продовольствием.

Теперь вспомните август 2008 года, Южную Осетию. Думаю, все помнят, как важно России было не проиграть информационную войну, развязавшуюся вместе с опера­цией по принуждению к миру. Мир должен был понять, что мы правы. И речь идет не просто о престиже страны. Конечно, задачи региональной власти иные — развитие новых отраслей социальной сферы или экономики (туризма, например), строительство школ, больниц, посевная, уборочная — список можно долго продолжать. Но все это — приоритетные интересы региона, поскольку связаны с улучшением жизни людей. Рассказывать об этом, побудить людей к движению вперед, к созиданию и развитию, доказывать, что наш край — центр мира, в конце концов, — вот одна из миссий любого СМИ. Посмотрите телеканалы в тех же США: достижения государства на мировой арене или значимое событие в одном из штатов там на первом плане. И девиз «Пресса должна служить тем, кем управляют, а не тем, кто управляет» американским медиасообществом не рассматривается как возможность или необходимость информационного давления на власть.

Помните, в 2006 году наш губернатор сказал образную и яркую фразу про экономику края: «Этот грузовик из ямы надо толкать всем вместе, а то одни упираются с нами, другие прислонились, третьи назад пытаются тянуть». С тех пор прошло четыре года, грузовик из ямы вытащили, а «прислонившиеся» еще остались. Задача убедить и их заняться созидательным трудом остается актуальной. И роль СМИ здесь далеко не последняя. А пока зачастую патриотизм и любовь к родному краю у некоторых на бумаге, а не в голове.

Что касается телеканала и губернатора. Вы знаете отношение губернатора к СМИ — достаточно внимательное. Александр Богданович высказывает свои пожелания вне зависимости от того, какое это СМИ: учредителем которого является администрация края или коммерческие структуры. В 2008 году, например, он говорил, что 2009-й станет годом Шукшина, и просил уделить внимание этой теме. Есть одна неизменная просьба — чтобы во время его командировок больше рассказывали о тех людях, с которыми он встречается, о предприятиях, их проблемах и достижениях, а не о нем самом. Таково его искреннее пожелание.

Вообще есть устоявшийся стереотип: что бы ни предлагали чиновники — это скучно, неинтересно, сухо и невостребованно. Не скажу за всех, но идеи губернатора по медийной составляющей всегда очень живые, неординарные. Некоторые могут оказаться не бесспорными, но всегда прогрессивными. Я это говорю не как подчиненный, а как человек, скажем так, имеющий отношение к творческой профессии.

— Существует ли требование о присутствии съемочных групп канала на всех мероприятиях с участием губернатора?

— Нет такого требования. Безусловно, журналисты прислушиваются к просьбам пресс-службы губернатора. Но у меня есть мониторинг о работе «Катуни 24» с органами исполнительной власти края, по нему видно, что канал бывает далеко не на всех мероприятиях. Для этого нужно было бы постоянно держать съемочную группу только для того, чтобы обслуживать администрацию края. Это просто невозможно. И это было бы неправильно с точки зрения информационной политики, потому что такой канал мало кто будет смотреть.

Не только с руководством края

— Есть ли планы по расширению в общем контенте краевой информации? Сегодня складывается ощущение, что доля сюжетов с мест пропорциональна командировкам первых лиц края.

— Соотношение новостей «Барнаул — край» примерно 60×40 в пользу краевой столицы. То есть 60% информации берется в Барнауле, но не о нем самом, а о событиях, которые на его территории происходят. Это понятно — сюжет здесь сделать быстрее и дешевле с точки зрения затрат на поездку съемочной группы. Но 40% информации — из муниципальных образований.

Я категорически не согласен с тем, что доля краевой информации пропорциональна командировкам руководителей края. Это совсем не так. Сегодня на канале семь съемочных групп. Сменяя друг друга, они почти ежедневно ездят в командировки. Меньше чем за год журналисты не побывали только в девяти районах из 71 муниципального образования края. Да, когда губернатор едет в район, «Катунь 24» его сопровождает, потому что это интересно. Но этим командировки не ограничиваются.

— В Барнауле канал вещает в основном в спальных районах — зоне работы кабельных операторов «Инвис» и «Иллюзион». Собирается ли «Катунь 24» расширять зону вещания в городе?

— Я поясню сначала, почему канал сегодня не в эфире Барнаула. Конкурс на частоту в столице края и в Бийске состоялся в феврале 2008 года. Это был последний в России конкурс на предоставление права на наземное телерадиовещание в аналоговом диапазоне. Мы тогда проиграли Барнаул федеральному телеканалу, а Бийск выиграли. После этого конкурсов не было.

Что касается кабельных операторов Барнаула, то в пакете двух из них «Катунь 24» сегодня присутствует. Сегодня ведутся активные переговоры с «Интелекой». Уже установлено все необходимое оборудование для приема сигнала, проведены тестовые испытания. У оператора есть возможность подключить канал.

Доходы — 5−7% от затрат

— Сейчас на канале реклама почти отсутствует. С чем это связано?

— На самом деле реклама есть. Ее не было первые три-четыре месяца. Потом она начала появляться. Была образована специальная группа (отдельное юридическое лицо), которая занимается продвижением канала, продажами эфирного времени. Я не скажу, что рекламодатель стоит в очередь, но сегодня это общая ситуация для рынка. «Катунь» в этом смысле не очень удачно начала вещание: в 2009 году в силу известных причин произошло существенное сужение рекламного рынка. К тому же рекламодатель ничего особенно не знал о канале. Сейчас его аудитория — порядка
1 млн. человек. Появилась известность, стало проще.

— То есть выйти сегодня хотя бы на уровень самоокупаемости довольно сложно?

— Положа руку на сердце — да. Телевидение вообще вещь затратная. Говорить о само­окупаемости будет сложно, по крайней мере, в ближайшие год-два. Задача сформулирована по-другому: обеспечить снижение давления на бюджет.

— Каковы сегодня затраты на этот проект? И каковы возможности канала по собственным доходам?

— Расходы на канал составляют около 50 млн. рублей в год. Львиная доля затрат — на услуги связи и на заработную плату. Для сравнения: в Новосибирской области, где существенно меньше муниципалитетов, расходы составляют более 100 млн. рублей. Вообще, из тех региональных каналов, которые я знаю, у нас самый низкий объем бюджетных затрат, в том числе и из-за небольшого числа сотрудников. Как правило, на каналах работают по 120−200 человек, при этом объем вещания у них существенно меньше — пока мало кто пошел по пути круглосуточного вещания. Сейчас штат «Катуни 24» порядка 70 человек. Для существующего объема вещания этого действительно мало. Но мы не можем себе позволить просить больше. На дальнейшее развитие необходимо направлять уже заработанные средства.

— В свете задачи по увеличению собственных доходов не намерены ли на канале запустить какие-то собственные коммерческие телепроекты?

— Сейчас там запущено 10 тематических программ собственного производства: «Печатный формат», «Арена», «Земляки», «Алтай — семь дней» и т. д. Итоговая программа, кстати, очень неплохая. Мне за нее не стыдно. Готовится к запуску новая тематическая программа совместно с МЧС, первый эфир назначен на 15 мая. Осенью впервые в истории алтайского ТВ начнется производство оригинальных утренних программ. На федеральных каналах для этого существуют специальные бригады. Здесь нет такой возможности, и утренний блок будет создаваться, скорее всего, всей командой.

Справка

«Катунь 24» вещает в 32 районах и городах края. В 2010 году канал станет доступным еще в восьми муниципальных образованиях края, в том числе в Белокурихе.

Факт

Осенью 2010 года «Катунь 24» намерена запустить утреннее вещание.

Постскриптум

Евгений Нечепуренко,
начальник Управления края по печати информации:

Иногда меня спрашивают: «А зачем это надо?» Конечно, если бы не было «Катуни 24», никто бы не умер. Но я глубоко убежден, что качество жизни людей складывается из целого ряда показателей. Не было, например, в селе школы — люди же все равно как-то жили, на автобусе детей в другое село возили. Но появилась она — и качество жизни стало совсем иным. Школа, конечно, более осязаема, чем телевидение. Но и оно тоже вносит свою лепту.

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость