Политика

Как оглашали приговор мэру наукограда Анатолию Мосиевскому

Анатолий Мосиевский 13 июля стал вторым в истории Алтайского края мэром, который был осужден по уголовной статье за деятельность, связанную с управлением городом. До него обвинительный приговор в 2006 году был вынесен Артуру Дерфлеру, главе администрации Рубцовска. Впрочем, г-н Дерфлер тогда успешно обжаловал решение суда и остался в кресле мэра. Есть такой шанс сейчас и у Мосиевского, которого 13 июля приговорили к трем годам лишения свободы условно.

Анатолий Мосиевский перед зданием Восточного райсуда Бийска. 12 июля 2011 года.
Анатолий Мосиевский перед зданием Восточного райсуда Бийска. 12 июля 2011 года.
Анна Качурина

Начало оглашения приговора Анатолию Мосиевскому было назначено в Восточном суде Бийска на 9.00 12 июля. Председатель суда Эмилия Ивановская накануне сообщила, что чтение текста может затянуться до трех дней и мест в зале всем может не хватить.

Ленин и трое местных

Восточный районный суд находится в центральной части Бийска. Возле здания стоит большой памятник Ленину. За час до начала оглашения приговора Анатолию Мосиевскому вождь пролетариата в одиночестве пребывал возле суда. В 8.30 за здание суда заехал КамАЗ с надписью "Милиция", предназначенный для перевозки подследственных.

В вестибюле всех прогоняли через рамку металлоискателя. Люди в форме нервничали. Один из них заявил, что заносить в суд фотоаппараты и телекамеры запрещено. Однако выяснилось, что в здание уже впустили оператора ГТРК "Алтай". Возникла заминка. В итоге технику внести разрешили, но снимать — только до начала оглашения приговора.

Лишь в зале суда выяснилось, что предстоящее событие вообще не вызвало никакого ажиотажа в Бийске. Места на лавочках заняли восемь журналистов и три жителя Бийска. Пенсионерка сказала, что "Мосиевский — уголовник" и она желает послушать о его деяниях. Еще одна женщина пришла в суд в надежде встретиться с одним из потерпевших по "делу Мосиевского". Единственный мужчина из числа местных, посчитавший необходимым прийти в суд, сказал, что он здесь для того, чтобы "поддержать Анатолия".

Помощник судьи Ирины Строиловой несколько раз настойчиво повторила, что во время оглашения приговора по закону всем придется стоять, выйти или присесть будет нельзя. "Покиньте зал те, кто не готов до 12 часов стоять. Что, все останетесь?" — удивилась работница суда. При этом она подчеркнула, что ничего интересного во время чтения приговора не произойдет, "будет бубнеж".

Его 10 эпизодов

Анатолий Мосиевский приехал в суд на черном служебном "Лексусе". В зал вошел в сопровождении двух защитников. Один из них — Елена Щербакова — считается едва ли не самым сильным адвокатом в Бийске.

Все встали. И начался "бубнеж". Уголовное дело Мосиевского по 10 эпизодам превышения должностных полномочий состоит из 34 томов. Текст приговора — более 100 страниц. И, как показалось, это несколько тяготило судью Строилову. Она читала тихо и неразборчиво, не поднимая головы. Анатолий Мосиевский стоял, иногда переминаясь с ноги на ногу. В зал он обернулся лишь один раз.

Как следует из приговора, у мэра "возник преступный умысел на превышение должностных полномочий", что выразилось в создании по инициативе г-на Мосиевского системы взимания "добровольных" пожертвований с организаций и предпринимателей. Специально для этого мэр создал и возглавил в администрации Бийска новую структуру — Градостроительный совет. Сюда обращались организации и бизнес-структуры с заявлениями, например, о предоставлении земельного участка или выдаче разрешения на строительство или реконструкцию. Для того чтобы получить согласие Градостроительного совета, заявителям предлагалось взять на себя обременение: перечислить в бюджет Бийска определенную сумму (от 100 тыс. до 15 млн. рублей) или приобрести имущество, необходимое для благоустройства и озеленения города. При этом вид и размер обременения накануне очередного заседания Градостроительного совета определял лично Анатолий Мосиевский. Кто-то вносил деньги, кто-то купил мусорные баки, а кто-то ремонтировал фасад здания или оплачивал изготовление металлических декоративных деревьев.

Таких эпизодов доказано девять, и ни в одном из них речь не идет о личном обогащении мэра Бийска. Однако, по мнению суда, Мосиевский стремился "повысить авторитет главы города" и показать эффективность своей работы. Это "дискредитировало должность главы города" и "нанесло урон охраняемым законом интересам общества и государства".

Десятый эпизод превышения полномочий имеет другой характер. По решению главы города в пользу юридического лица, которым руководил зять Мосиевского, было передано муниципальное здание. При этом стоимость объекта была занижена в пять раз.

"Он сделал море дел"

Как выяснилось, помощник судьи зря пугала публику болями в ногах. Примерно через 40 минут "стоячего" чтения г-жа Строилова объявила перерыв. А после паузы, войдя в зал, она предложила всем сесть. "Бийские чтения" продолжились и стали еще более вялыми. Теперь судья одолевала текст так, словно читала на ночь ребенку сказку, которая лично ей давно совсем не интересна. Фамилии, названия компаний и суммы, фигурирующие в приговоре, на другом конце зала уловить было практически невозможно.

Анатолий Мосиевский изредка перебрасывался фразами с адвокатами. Один раз, когда зачитывался очередной эпизод уголовного дела, он несогласно покачал головой.

Завершив очередную страница, судья Строилова посмотрела на адвоката Щербакову: "Может, объявляем перерыв?" "Давайте зачитаем еще один эпизод", — предложила адвокат. Судья продолжила оглашение приговора.

Перерыв объявили на 30 минут раньше, чем предполагалось.  Единственный бийчанин, который пришел в суд "поддержать Анатолия", согласился ответить на вопросы "ВД". Но свое имя назвать отказался.

— В 2006 году, когда Мосиевский участвовал в выборах, я за него не голосовал, — сказал собеседник. — Ну а потом… По делам же ведь о работе человека судят. И на следующих выборах здравомыслящие жители Бийска между Нагайцевым и Мосиевским выбрали последнего. Потому что видели, что он сделал для города.
— Значит, вы считаете допустимой практику Мосиевского, когда он собирал "добровольные" пожертвования с потенциальных инвесторов?  
— Отвечу вопросом на вопрос: а можно ли было как-то иначе? Где взять деньги для города? Перед Мосиевским был мэр Кичмаренко, который пытался что-то выпрашивать у краевой администрации или в Москве.   
— А что конкретно Мосиевский сделал для города?
— Море дел. Столько, сколько не сделали за него предшественники за 30 лет. Мосиевский встряхнул город и очистил его. И мы как в другом измерении оказались. Бийск правда стал чистым. Здания, которые требовали "капиталку", были отремонтированы. Бийск поднялся в спортивном плане. И то, что мы слышим сегодня в суде, это просто чернуха, заготовленная лицами, перед которыми Мосиевский не желает быть марионеткой.
— А что это за лица?
— Которые рвутся к власти…
— Кто это?
— Я не буду их называть. Но их хорошо видно в городе.
— То есть Мосиевского судят несправедливо?
— Его никто не поймал за руку на том, что он взял себе хотя бы рубль!
— Приговор мэру будет условным?
— Здравый смысл возобладает, и его не посадят.
Если верить собеседнику, при Мосиевском город стал чище. Но по тому району, где располагается Восточный суд, так сказать нельзя. В первом же дворе — большая лужа, в которой давно живет зеленая болотная плесень. Рядом — "блошиный" рынок. С краю стоит джип с открытым багажником, весь увешанный нижним бельем. Во дворах асфальта — минимум. Машины бросают прямо на газонах…

С приговоромне согласен

Кульминация наступила в 9 утра 13 июля. Г-жа Строилова все так же тихо и невнятно зачитала резолютивную часть приговора: виновен, в соответствии с ч. 2  ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Мера наказания "по совокупности деяний" — три года лишения свободы с лишением права на два года занимать муниципальные должности, срок считать условным. Смягчающими обстоятельствами послужило то, что Мосиевский ранее не привлекался к уголовной ответственности, а также состояние его здоровья. Гражданский иск ЗАО "Барнаул-Моторс" о взыскании с г-на Мосиевского 22 млн. рублей и 18 тыс. рублей недополученной прибыли суд оставил без удовлетворения.

Анатолий Мосиевский (после оглашения приговора):

Сегодня мы увидели свидетельства того, как коррупционными методами ведется так называемая борьба с коррупцией. Даже если я в интересах дела где-то в чем-то накосячил, то я же вполне вменяемый человек — можно было просто поправить, а не мучить три года уголовным делом. Очень кому-то хотелось снять меня с должности, и они своего добились. Но, как говорил мой отец, можно отнять должность, голову не отнимешь. Не пропадем…

Что будет дальше

Адвокат Елена Щербакова заявила "Интерфаксу", что приговор будет обжалован в Алтайском краевом суде (по закону у защиты на подготовку кассационной жалобы есть 10 дней). Адвокат Александр Гусаков также отметил, что "в ходе предварительного расследования было допущено много грубых процессуальных нарушений, которые суд не учел".

Пока приговор суда не вступил в законную силу, Анатолий Мосиевский от должности не отстранен. Однако в городе уже поговаривают о том, кто сядет в кресло главы администрации Бийска после Мосиевского. В апреле 2011 года местная Дума большинством голосов отменила прямые выборы мэра и ввела должность сити-менеджера. В качестве наиболее вероятного претендента называют Николая Нонко, в марте ставшего первым заместителем Мосиевского. Кандидатура Нонко устраивает и администрацию края. В последнее время в этой связи звучит и фамилия генерального директора "Бийского олеумного завода" Петра Переведенцева; он живет в Бийске недавно, около двух лет, и его шансы занять пост сити-менеджера оцениваются значительно ниже.

Потерпевшие молчат

На оглашение приговора в суд не явился ни один из потерпевших. От общения со СМИ почти все они отказались. "ВД" удалось поговорить лишь с Геннадием Мещеряковым, замруководителя Бийской общественной организации участников локальных войн.
— Почему вы не сочли нужным прийти на оглашение приговора?
— Не было никакого смысла туда ходить. Возня с уголовным делом и судом была затеяна для того, чтобы отстранить от должности Мосиевского, потому что другим способом устранить его было невозможно.
— Вы считаете приговор достаточным?
— По тем эпизодам, которые ему инкриминировали, в той мере, что установило следствие, — вполне. Никто ведь ничего особенно глубоко не копал и не искал. Возможно, потому, что тогда могли всплыть другие имена, а отстранять их от должностей время еще не пришло...
— Как все "обременения" для предпринимателей отражались в целом на экономике города, на инвестиционном климате?
— В городе все замерло. Жилье не строится, потому что не отводятся площадки под строительство. Новые фирмы, организации не появляются. Если кто-то приходит с инвестициями, с него начинают требовать деньги. Ну какой инвестор придет в таких условиях?  В городе есть состоятельные люди, но они предпочитают вкладывать свои капиталы в другие города.
— Отчитываясь о своей работе, Мосиевский называл цифры, свидетельствующие о росте зарплат, доходов бюджета…
— Это просто игра со статистикой. Бийск медленно умирает.

Справка

На 1 января 2011 года население Бийска составляло 219 169 человек.

По данным мэрии города, в 2010 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями города составил 26,8 млрд. рублей (+25,4% по сравнению с 2009 годом).

В малом бизнесе в 2010 году было занято 29,6 тыс. человек (30,3 — в 2009 году). Удельный вес занятых в малом бизнесе от общей численности населения — 41,4% (42,2 — в 2009 году).

За 2010 год оборот розничной торговли составил 19,7 млрд. рублей (+17,7% в фактических ценах). Среднемесячная зарплата по городу — 12 832 рубля (+14,1%).

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников сложился в сумме 1,8 млрд. рублей (53,6% от показателя 2009 года). Организации города инвестировали 835,9 млн. рублей (84,7% от показателя 2009 года).

Доходная часть бюджета города исполнена на 95,3% к 2009 году, расходная — на 82,2%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость