Алексей Титков,
преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук:
В выборы губернаторов в стране играли не полных три избирательных цикла. И можно вспомнить, что в течение первого срока своего президентства Владимиру Путину удалось построить вполне работающую систему, при которой на региональном уровне политики конкурируют между собой, но при этом федеральные власти имеют достаточно возможностей, чтобы вмешиваться в случае чего в ситуацию в регионах, и достаточно способов заставить региональные власти играть по правилам.Самая правдоподобная причина, почему в 2004 году их свернули – потому что назначаемых губернаторов было проще заставить работать на результат на выборах федерального уровня – парламентских и за результат правильного кандидата на президентских выборах. После того, как губернаторов построили, и объяснили им, на какую партию надо работать – это было одной из причин, почему "Единой России" удалось к 2007 году прийти к своему замечательному результату. Ну а дальше система пошла в разнос, назначения становились все менее и менее адекватными с точки зрения экономики и, как выяснилось в декабре 2011-го, - для обеспечения нужного результата на выборах тоже. Возник вопрос, что делать дальше? Система перестала работать – и выборы решили вернуть.
По мнению эксперта, вопрос возвращения региональных выборов, по большому счету - вопрос дальнейшей судьбы политического режима в стране. И сам процесс их возвращения происходит на достаточно тревожном для власти фоне, поскольку с начала 2000-х годов, когда выборы в регионах проходили хоть и в конкурентной среде внутри региона, но контролировались из центра, ситуация значительно изменилась.
Алексей Титков,
преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук:
Следующие по значимости выборы, если следовать действующему календарю, который действует, это как раз выборы глав регионов. И фон для этих будущих выборов – "падающий" Путин. Прежде конкуренция на региональном уровне велась в контексте того, кого из кандидатов в действительности поддерживает Путин, кто "путинский" кандидат – для претендентов на губернаторское кресло это было очень важно. Последние годы рейтинг Путина уже не растет, по всем он замерам падает, людей, которые ждут от него позитивных перемен, становятся все меньше. Соответственно, статус "путинский кандидат" становится менее выгодным, и напротив, статус "оппозиционного", "протестного" кандидата может принести дивиденды.Еще одна неприятность для действующей власти, которая становится фоном для региональных выборов – рост протестной активности и появление коалиций недовольных граждан. Таким образом, региональные выборы сулят действующей власти довольно много рисков, они обещают быть гораздо более сложными и трудно выигрываемыми. Что делает власть, чтобы купировать эти неприятности? Мы знаем, что сейчас есть попытки ввести какие-то фильтры – фильтр "медведевский" из региональных депутатов, фильтр "путинский"…Но и здесь могут быть неприятные для власти последствия, например, протестное голосование за любого альтернативного кандидата. Навязывание "своего" кандидата через "фильтр" - лишнее раздражение. Путин и так, согласно опросам, имел не так много, как ему хотелось бы, твердых сторонников – около 15%, остальные поддерживающие не были им в полной мере довольны, но не видели альтернативы, поддерживали его, но с оговорками. Но на региональных выборах пугалкам, что в случае не избрания "правильного" кандидата наступит голод и ядерная зима, люди вряд ли поверят, губернаторы уже не раз менялись, приходили разные, и ничего катастрофичного не произошло. А поскольку графы "против всех" нет, то протестное голосование может вылиться в голосование за альтернативного кандидата. Как это было недавно на выборах в Иркутске.И еще одна деталь, очень важная для оппозиционных партий - в отличие от выборов по партийным спискам, где партии шли каждая своей колонной, на губернаторских выборах они могут создавать коалиции, есть стимул к поиску единого кандидата и самый замечательный повод для укрепления своих протестных позиций.
Если в политической конъюнктуре на ближайший год так много протестных факторов, кто ими может воспользоваться? Кто может стать альтернативным кандидатом в регионах? Если посмотреть на вторые и третьи результаты партий и кандидатов на декабрьских и мартовских выборах, мы увидим, что любая из существующих оппозиционных политических сил имеет свои территории, где она может рассчитывать на успех. Никуда не делся, по большому счету, "красный пояс" регионов, кандидаты от коммунистов там по прежнему сильны. Есть регионы, где не любят действующую власть, но и коммунистов не очень – там, скорее всего, найдутся какие-то альтернативные варианты. Здесь присутствует большое разнообразие сценариев, если учесть, что в течение 2012 года в России истекают сроки полномочий у губернаторов 21 региона.
Самое важное - в нашем Telegram-канале