Политика

Кто твой друг?

За рубежом есть немало людей, которые с симпатией относятся к российским вождям. Особенно любят Владимира Путина и Дмитрия Медведева в восточных областях Украины и многих других странах СНГ. Чем так приглянулись жителям других стран наши вожди? Об этом в канун 100 дней со дня инаугурации Дмитрия Медведева рассуждают эксперты «СК»

Борис Вишневский , обозреватель «Новой газеты», член бюро партии «Яблоко»:

Россия как опора для борьбы

– Отношение к нашим лидерам в странах Запада исключительно прагматичное. Им нужно, чтобы мы не представляли для них угрозы, бесперебойно поставляли нефть и газ по ценам, которые их устраивают. Ради этих чисто экономических задач они готовы закрыть глаза на нашу внутриполитическую ситуацию. Хотя я бы не хотел, чтобы западные страны обращались с Путиным и Медведевым как с лидерами демократического государства. Я бы хотел, чтобы с ними обращались как с лидерами государства авторитарного. Как Белоруссии или Туркмении. Но их принимают в «Большую восьмерку», садятся с ними за один стол.

За рубежом ни среди общественного мнения, ни среди западных стран большой любви к Путину нет. Просто сейчас в мире и в Европе особенно – мода на неформальный кружок лидеров влиятельных стран, которые собираются и общаются «без галстуков». Им это лестно. Обратите внимание, что если Гельмут Коль, Жак Ширак, Сильвио Берлускони (бывшие лидеры Германии, Франции, Италии. – Прим. ред.) называли себя личными друзьями Путина, то, скажем, ни Ангела Меркель, ни Николя Саркози (нынешние лидеры Германии и Франции. – Прим. ред.) так уже не говорят. Не думаю, что они будут стремиться установить дружеские отношения с Медведевым. В европейском общественном мнении нарастает понимание того, что в России – не издержки перехода к демократии, как считали раньше, а отказ от перехода к ней.

Любовь к Путину на Украине объясняется чисто внутриполитической ситуацией. К личности наших вождей это не имеет абсолютно никакого отношения. Восточная Украина находится в историческом противостоянии с Западной. В Восточной, насколько я знаю, мало говорят на украинском языке, наиболее употребителен русский. Россия рассматривается как опора, которую можно в этой борьбе использовать. Не имеет значения, кто будет стоять во главе России. Ельцина ситуация на Украине не интересовала, Путин же стал активно воздействовать на внутреннюю политику, поддерживая восточное направление. Естественно, он стал в этой части страны популярен. Если Медведев продолжит эту линию, то в восточной части он будет так же популярен.

Юрий Чернышов , директор Алтайской школы политических исследований, доктор исторических наук, профессор:

Путина любят не везде

– Я бы не сказал однозначно, что популярность Путина и Медведева за границей растет. Во-первых, это разные политики. Во-вторых, в разных странах и разных кругах отношение к ним отличается.

Кое-где рейтинг президента России действительно повысился, после того как Путин сменил Ельцина. В частности, в странах ближнего зарубежья русскоязычное население надеется на то, что при возникновении критических ситуаций Россия сможет их защитить, а для этого нужна сильная власть. Впрочем, пока положение этих людей, особенно в республиках Центральной Азии, заметно не улучшилось. Среди стран дальнего зарубежья можно выделить государства с авторитарными режимами (Венесуэла, Иран, Ливия и т. п.). Там горячо приветствуются антизападная риторика и политика «сильной руки».

В странах же с демократиче­ским укладом, наоборот, все время росла настороженность в отношении Путина, поскольку многие предпринятые им шаги были направлены на сворачивание демократических процедур.

Что же касается Медведева, то к нему пока присматриваются. Многие говорят, что он не вполне самостоятельный политик и за его спиной стоит Путин. Если Медведев не будет марионеткой Путина, а начнет вырабатывать свой более либеральный и более взвешенный стиль ведения политики, у него появятся свои сторонники.

Если посмотреть, кто у нас сейчас в друзьях, то зачастую это местные диктаторы. Курс внешней политики заключается в том, что мы периодически ссоримся с ближайшими соседями по периметру западной границы и пытаемся дружить с любыми противниками наших конкурентов. Но в этой сомнительной компании нередко наблюдаются люди с подмоченной репутацией.

Отчасти на авторитет Путина и Медведева влияет то, что оба они активны и деловиты, оба занимаются спортом. По образу президента судят о состоянии страны. В этом смысле поздний Ельцин не очень хорошо воспринимался.

В последнее время в отношениях со многими странами часто применялись методы жесткого давления в вопросе о поставках энергоносителей. Заложниками становились простые люди. Авторитет России от этого страдал. Но в выстроенной Путиным централизованной экономической системе есть и свои плюсы. При разумном подходе это позволяет более эффективно, чем прежде, действовать на международной арене.

Ирина Козлова , член Общественной палаты второго созыва, руководитель аудиторской компании «Аудит и консалтинг»:

О личной симпатии – в мемуарах

– У политиков, находящихся у власти, к сожалению, чувство любви подчинено чувству долга. Я думаю, что если сегодня определенные реверансы делают и Путину, и Медведеву, нам нужно отчетливо понимать, что это связано со статусом России на международном политическом рынке. И каждый пытается кто приблизиться, кто показать, что, «если мы отдалимся, то вам будет хуже». Как говорит нам Белоруссия про газ: «Будьте более лояльными, мы для вас – стратегические партнеры».

В каждом позитивном или негативном шаге, жесте, высказывании нужно четко понимать, какие геополитические задачи ставит сегодня тот или иной политический лидер. Эти люди не могут себе позволить просто симпатию или антипатию. О личной симпатии или антипатии лидеров друг к другу мы узнаем, я думаю, только в мемуарах. Так что отношение к нашим вождям – это заслуга России как страны в целом.

Я не думаю, что Путин – авторитарный лидер. Притом что внешне он кажется колоссально авторитарным, а его решения называют якобы непредсказуемыми. Я полагаю, что у него по каждому вопросу есть группа консультантов, которые анализируют ситуацию. Поэтому, когда принимаются серьезные решения, это точно не спонтанность, не авторитарность. Это опора на каких-то консультантов. Другой вопрос, что они могут кого-то устраивать, а кого-то нет. Я думаю, что Путин, используя демократические инструменты, формирует имидж человека волевого, решительного.

Я считаю, что на имидж наших вождей также влияет их спортивность. Симпатия молодежи, безусловно, на стороне людей демократичных, подтянутых, спортивных. Тем более что мы очень много говорим о здоровом образе жизни.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость