Белорусский лидер 20 сентября встретился с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой. И сообщил, что между Москвой и Минском наметилось слишком много проблем.
Лукашенко недоволен общим фоном отношений между странами. Поводом для недовольства стали российские поставки в Белоруссию нефти и газа, а также ограничение поставок белорусской аграрной продукции.
Александр Лукашенко,
президент Республики Беларусь:
Вот мы телепаемся, иначе не скажешь. Вы, наверное, в курсе дела. Уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим, Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь, но понимаете, что давление я не потерплю, и Беларусь тоже. Наши товары при поставках в Россию блокируются, особенно продукты питания, которые Евросоюз закупает и готов закупать. Но в России почему-то они некачественные. Ну, понятно. Когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство. Там связь, вы знаете не хуже меня, какая. Они начинают давить правительство, а правительство дает команду "фас" разного рода чиновникам от Россельхознадзора и так далее. Они у нас три предприятия открывают для поставок, пять закрывают. Пять открывают — шесть потом закрывают. Понимаете, идет вот это неприкрытое давление.
Что касается углеводородов, то эта история некогда была очень подробно освещена в СМИ. Весной Россия остановила поставки нефти в Белоруссию. Дело в том, что между странами есть договоренности. Россия беспошлинно продает Белоруссии нефть, а Белоруссия взамен везет в нашу страну нефтепродукты. Однако в начале года Минск резко сократил, а потом и вовсе прекратил поставки топлива.
Выяснилось, что Белоруссия с успехом продает переработанное сырье в Европу. Страну, конечно, можно понять, она зарабатывает валюту, не платя пошлины. Но с точки зрения договоренностей между братскими странами это очень некрасивый поступок.
Михаил Крутихин,
партнер консалтинговой компании Rusenergy:
Есть ограничения на то, что Белоруссия могла бы экспортировать нефтепродукты из российской нефти и российскую нефть, не платя никакой, естественно, пошлины, то есть, кладя в свой карман всю прибыль. Но насколько это известно, Белоруссия этим занимается. Один раз ее поймали на том, что она экспортировала российские нефтепродукты под видом каких-то растворителей, не уплачивая за них пошлину. То есть, были различные махинации. Но у белорусского руководства такое мнение, что, если уж у нас евразийский союз, бывший таможенный союз, то теперь к Белоруссии и в отношении нефти и газа нужно относиться так же, как к российским регионам. Ну, пока это не получается. Они не добывают свою нефть, свой газ и пользуются российским. Мы уже провели некоторые налоговые реформы в нефтегазовой отрасли для того, чтобы Белоруссии стало легче. Но российским нефтяникам от этого легче не стало, стало несколько тяжелее.
Сейчас Александр Лукашенко заявляет, что Минск намерен сократить количество своих представителей в Евразийском экономическом союзе. Но это не значит, что Белоруссия будет сворачивать интеграционные процессы, пояснил Лукашенко.
Добавив при этом: "Уже надоело, уже через край", пишет bfm.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале