Итак, цели ясны, задачи определены. В промежутке между 2006 - 2010 годам Россия призвана преобразиться до неузнаваемости. Президент Владимир Путин в своем первом послании второго срока очертил для страны "действительно долгосрочные цели".
Большинство из его наказов бесспорно. Еще Михаил Горбачев обещал "каждой советской семье" по отдельной квартире к 2000 году. Теперь решение проклятого "квартирного вопроса" выглядит так - к 2010 году покупка жилья должна стать реально доступной для трети работающего населения.
К тому же времени появятся твердые стандарты и полная прозрачность в оказании качественных и общедоступных медицинских услуг. И, соответственно, начнет расти продолжительность жизни россиян, которая сегодня в среднем на 5 лет короче, чем у жителей Китая. Будет существенно улучшено российское образование, а престижные вузы откроют свои двери детям из бедных семей.
Экономика вырастет в два раза, а бизнес будет платить простейшие по процедуре и очень низкие налоги. Налоговая система будет стимулировать развитие компаний, а не служить аппетитам Минфина. Инфляция упадет до 3% в год, а рубль станет платежным средством повсюду в мире.
Россия станет, наконец, страной хороших дорог и глобального транзита. Новая нефть щедро потечет по новым трубопроводам.
В очередной раз обещано резкое сокращение числа чиновничьих контор, самих чиновников и принадлежащих им полномочий. Бюджет будет расходоваться рачительно, работая не на его "освоение", а "на результат". У России будет современная, вооруженная новым оружием армия, а ее солдаты, сержанты и офицеры будут хорошо зарабатывать и жить в своих квартирах.
Россия будет глубже интегрирована со странами СНГ, еще больше сблизится (в том числе и "духовно") со странами ЕС и будет дружить со всем остальным миром.
Само собой, в ней будет больше демократии, свободы и гражданского общества.
Те, у кого возникло ощущение, что подобное они слышали уже не один раз, не ошибаются. Из года в год в программных речах лидеров российского государства выдвигаются одни и те же задачи. Меняются лишь нюансы и сроки. При этом нельзя сказать, что ежегодные послания президента, особенно президента Путина, остаются пустым звуком. Многое из намеченного им в последние годы, действительно стало реальностью.
Экономика на самом деле выросла на треть, а реальные доходы граждан - в полтора раза. Отток капитала из страны сменился его притоком, а фондовый рынок вырос в 7 раз. Внешний долг России уменьшился на четверть, бюджет выполняется с профицитом, растет внешняя торговля и ее положительный баланс, увеличиваются прямые инвестиции. Удалось покончить с разнобоем федеральных и региональных законов. А предприниматели стали лучше платить налоги. На треть меньше стало бедных и безработных. Россия стоит в шаге от вступления в ВТО.
Однако насколько возможно согласиться с центральным выводом Владимира Путина о том, что Россия стала теперь "политически и экономически стабильной страной"?
Известно, что экономический рост последних лет был в решающей степени связан с обычным послекризисным восстановлением и аномально высокими ценами на нефть. 1% нефтяников и газовиков (от общего населения страны) производит четверть российского ВВП. Степень концентрации и монополизации российской экономики за последние четыре года не сократились, а наоборот - выросли. Как и зависимость от внешних (в первую очередь - сырьевых) рынков. Сделать российскую экономику в целом более разнообразной и конкурентоспособной пока не удается. Бедность сократилась, а социальное расслоение, напротив, возросло. В лучшем случае, не уменьшается коррупция. В условиях зависимых и продажных судов без должной защиты остаются права собственности и контракты. Так каковы же гарантии экономической стабильности, если внешние условия вдруг резко ухудшатся? Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов надолго не хватит.
Заключение о наступлении политической стабильности также только на первый взгляд кажется убедительным. Спору нет - крепкие "загогулины" ельцинской эпохи остались в прошлом, рассеялось политическое могущество региональных лидеров и "олигархов". В центр всей политической жизни стал энергичный молодой президент и его администрация. Власть Путина - самая крепкая со времен Андропова. Но, как и в 1983 году, все зависит теперь от одного человека. Тогда Андропов выбрал своим преемником Горбачева - что перевернуло мировую историю и завершило историю СССР. Кого назовет своим преемником Путин, и чего ожидать после этого россиянам, да и всему миру тоже? Риски вполне сопоставимы - какая уж тут стабильность!
Мы все чувствовали бы себя куда спокойнее, если бы в России нормально работали сильные институты демократического государства, между которыми была бы более равномерно распределена власть и ответственность. Если бы в России существовал авторитетный и самостоятельный парламент. Сильные партии - правящие и оппозиционные. По-настоящему независимые суды и прокуратура. Не зависящие от Кремля телеканалы. Сильные регионы и муниципалитеты. Однако именно Владимир Путин сделал немало для фатального ослабления и подчинения себе всех этих опор стабильности и нормальной преемственности власти. Власть стала сильнее - а государство ослабло.
После подавления парламента, оппозиции, региональных лидеров, телеканалов, крупного бизнеса - для укрепляющейся власти Владимира Путина осталось лишь две возможные мишени - неправительственные организации и Интернет. В послании уже прозвучали глухие угрозы в адрес первых. Скоро ли дойдет дело и до российского сегмента всемирной сети?
Нигде больше реалии так далеко не расходятся с президентскими словами, как в вопросе о демократии и правах человека. Никогда еще Владимир Путин не говорил о необходимости свободы так много и с таким нажимом, как в последнем послании. Он даже не без обиды упрекнул Запад в приписывании ему авторитарных инстинктов, диктуемом, по его мнению, страхом перед крепнущей Россией. Однако на практике "полет от свободы" не останавливается ни на один день. Последние парламентские и президентские выборы цинично манипулировались, а зависимые от власти СМИ подвергаются все более жестокой цензуре. Ждет в СИЗО своего тюремного срока Михаил Ходорковский, а компания "Юкос" под ударами государства предупредила о своем возможном банкротстве. Путин только что внес в Думу драконовский закон о референдуме (фактически об их запрете в России), а еще ранее его правительство попыталось ограничить право граждан свободно проводить митинги и демонстрации. Чечня была упомянута в послании лишь в контексте борьбы с международным терроризмом.
По словам президента, "создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная". Еще бы - особенно если самому все время идти в противоположную сторону.
Все поставленные Путиным задачи требуют совершенно нового качества государства. Реформы образования, здравоохранения, армии должны осуществлять честные и образованные чиновники с осознанной миссией служения общему благу. Без их подотчетности - от Москвы до самых до окраин - общественности, представительным органам переменить их вековые привычки невозможно. Для того чтобы сделать прозрачной огромную "военную экономику", требуется повседневный и жесткий общественный (в первую очередь - парламентский) контроль за всеми "силовыми" структурами. Чтобы победить бедность и социальное расслоение, России необходимы массовые независимые профсоюзы и мощная парламентская оппозиция. Коррупцию не победить без разветвленной сети свободных СМИ и независимой прокуратуры и судов. Чтобы передать лишние функции неправительственным организациям, снять препоны на пути строителей, сократить функции и закрыть на замок контролирующие и разрешающие конторы - над бюрократией должны встать демократические институты. А они в годы правления Владимира Путина все больше превращаются в фанерные муляжи. Сам же он (как и ни один единоличный властитель России до него) - с бюрократией не совладает. Не потому ли о борьбе с коррупцией в послании не было сказано ни слова. Чья умелая рука стоит за этим символическим умолчанием?
Путин хочет сделать Россию сильной и богатой. Главное для него - "значимый рост благосостояния граждан". Для этого он хочет модернизировать социальную сферу, экономическое и финансовое законодательство, уменьшить государственное вмешательство в дела бизнеса. Но он надеется сделать это методами авторитарного правления, руками лишь внешне послушной ему традиционной русской бюрократии. Подобную авторитарную модернизацию раз за разом пытались осуществить русские цари, начиная с Петра Великого, а позднее - и все советские генсеки. Но страна всякий раз оставалась отсталой и забитой.
Похоже, что эта миссия просто невыполнима. Без последовательной демократизации государственной и общественной жизни - одновременно с глубокими экономическими преобразованиями, Россия вряд ли добьется настоящего успеха.
Владимир Рыжков,
депутат Государственной Думы.
27 мая 2004 года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале