Одним из главных событий минувшей недели лично для меня стала внезапная встреча опального панкрушихинского фермера Сергея Топчиева с заместителем министра сельского хозяйства Александром Беляевым. Вдруг выяснилось, что контакт есть. Пусть и слабый, но власть готова выслушать тех, кто еще вчера мог взяться за вилы. И с ее стороны это какая-никакая, но модернизация. Не думаю, что Минсельхоз взяли на испуг.
Директор фирмы "Панкрушихинский агроснаб" Сергей Топчиев стал уже своеобразным жупелом, которым с нескрываемым удовольствием размахивают на каждом углу коммунисты и оппозиционно настроенные издания. Пугают они "единороссов" и остальных наблюдателей изо всех сил. Говорят, что Топчиев не один, что за спиной фермера стоят сотни коллег, подписавших обращение к президенту Медведеву. И если жизнь на селе до захода солнца не наладится, то эти сотни способны на многое.
Не знаю, может быть, это и так. Хотя по логике вещей должно быть совершенно иначе. Если уж и сформировалась в нескольких районах Алтая протестная фермерская масса, то, по идее, внутри нее должна была народиться и некая инициативная группа. Тот самый толкач, который разгоняет негативные эмоции по болевым точкам. И эта группа должна встречаться с прессой, рассылать пресс-релизы, ходить на встречи с Беляевым. А Топчиев везде почему-то действует один. Это наводит на подозрительную мысль: "А есть ли там протестная масса?" Ведь действия Топчиева не осудила, но и не поддержала как в целом легитимная фермерская организация края, так и ее отдельные представители (Гуков, Долгов, Устинов, Андреев и многие другие). А если кто-то и поддержал, то кто именно? Давайте назовем этих людей, пропечатаем их имена и фамилии. Говорю об этом вполне серьезно - стесняться здесь нечего, прятаться - тем более.
Далее еще один важный момент. В результате встречи Топчиев и Беляев выслушали друг друга, но каждый остался при своем мнении. А как же иначе? Я бы очень удивился, если г-н Беляев вдруг согласился с фермером и сказал: "Да, вы правы. Выхода нет. Мы очень скоро введем госрегулирование на рынке зерновых". Это был бы полный абзац. Во-первых, хорошо известно, что ценовое госрегулирование должно учитывать баланс интересов всех участников рынка, а в многочисленной сельхозпроизводящей отрасли, к тому же тесно завязанной на переработке, найти такой баланс по определению невозможно.
Во-вторых, практика показывает, что установка жестких цен в любом секторе экономики, как правило, больно бьет по мелким участникам рынка. Зажатые в тесные ценовые рамки, они терпят серьезные убытки и быстро банкротятся. Для примера представьте небольшие продуктовые магазинчики. Они же не сами себе сметану и батоны привозят, не сами закупают чай, в этой сфере есть оптовики, посредники, сложные цепочки, которые никто регулировать не собирается.
И наконец, наивно полагать, что госрегулирование поможет фермерам определиться с тем, сколько, чего и как сеять. Где найти такого гения, который сможет для них точно определить, сколько пшеницы производить и по какой цене? И каковы будут затраты общества для определения цен и регулирования экономики? Ответ известен: для госрегулирования спроса и предложения требуются раздутый чиновничий аппарат, аналитические институты, контролирующие органы и т. п.
Все это, казалось бы, прописные истины. И мы их уже проходили. Но нет, периодически возвращаемся к обсуждению…
Самое важное - в нашем Telegram-канале