Политика

О чистоте мундира

В Алтайском крае сложилась тревожная ситуация с соблюдением прав рядовых граждан теми органами, которые призваны эти самые права защищать. За девять месяцев в службу алтайского омбудсмена Юрия Вислогузова поступило 129 жалоб на действия милиции. Чаще всего люди сталкиваются с наглостью, хамством и вседозволенностью служителей порядка. И не совсем понятно, что с этим изъяном делать.

Милицейский генерал Вячеслав Новиков на заседании Общественной палаты Алтайского края чувствовал явный дискомфорт. Пока обсуждалась тема влияния милиционеров на психику граждан, он несколько раз говорил вполголоса: «Да я сейчас уйду отсюда! Да я сюда больше вообще не приду! Да они мне еще такие вопросы задают!» Генералу явно не нравилась возникшая дискуссия, и создавалось впечатление, что он никого, кроме врагов, вокруг себя не видит. Чем же был так взволнован генерал?

На заседании краевой Общественной палаты, в котором мне довелось принять участие на прошлой неделе, разбиралось несколько эпизодов, связанных с неадекватным поведением алтайских милиционеров. Вот, например, один из них. В ноябре прошлого года в квартиру одной из жительниц Барнаула примерно в полночь начали изо всех сил барабанить сотрудники ОБЭПа. Перепугав всех домашних, в том числе трехмесячную дочь, сотрудники милиции, как выяснилось, хотели всего лишь уведомить хозяйку о том, что в отношении ее бывшего мужа возбужденного уголовное дело. Они добились своего, разбудив не только обитателей квартиры (в том числе трехмесячную девочку), но и соседей. Пережитый молодой женщиной стресс оказался настолько сильным, что у нее пропало молоко. «Объясните мне, - недоумевал член Общественной палаты адвокат Леонид Шпиц, - зачем сотрудникам ОБЭПа потребовалось ночью ломиться в квартиру. Неужели нельзя было вручить повестку днем?»

Еще один не менее характерный эпизод произошел в Барнауле в этом году. Сотрудники милиции приехали в одну из школ забирать учительницу, которая подозревалась в краже. Женщину вывели на улицу и посадили в милицейский «воронок» на глазах чуть ли не всей школы. Как выяснилось позже, произошла досадная ошибка. Учительница оказалась невиновной. Но как это донести до какого-нибудь пятиклассника, который уже пересказал веселую историю родителям и десяткам друзей во дворе?

Худая слава распространяется порой быстрее гриппа. Мне сразу вспомнилась история, которая была широко обсуждаемой. На сессии АКСНД депутат Игорь Вольфсон рассказал о том, как сотрудники милиции ворвались в офис председателя общественной организации «Инваспорт» Евгения Артемова, вытряхнули его из кресла, заломили руки, забрали деньги. Оказалось, что все это произошло тоже по какой-то нелепости.

Слушая эти и другие эпизоды из жизни алтайской милиции, генерал Новиков ерзал на стуле и краснел. По его-то твердому убеждению сотрудники того же ОБЭПа действовали совершенно правильно. В рамках действующих законов «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Именно такой ответ первый заместитель начальника ГУВД Алтайского края генерал Новиков предоставил в письменном виде на запрос Юрия Вислогузова. Хорошо, что в эту историю вмешалась прокуратура, которая и нашла нарушения в действиях милиционеров. Им был объявлен выговор. Но кому сейчас от этого легче?

Уважаемый генерал может сколько угодно обижаться на Общественную палату. Он, видимо, так и не понял до конца, что его пригласили на заседание не для того, чтобы пригвоздить к позорному столбу, а чтобы вместе найти какое-то решение проблемы. Никто ведь не утверждает, что в милиции работают одни только хамы и неучи. Есть там и свои герои, которые пашут за копейки. Но если жалоб поступает много, даже слишком много, так, может быть, воспитательная работа в алтайской милиции поставлена не лучшим образом?

По моему твердому убеждению, общество не совсем доверяет сегодня милиции еще и по причине ее информационной закрытости, непрозрачности этой службы. Ладно, навели более-менее порядок с принятием заявлений. Но это далеко еще не все, что нужно сделать. Взять хотя бы ее взаимоотношения с прессой. Когда милиции очень нужно, она приглашает прессу к себе, рассказывает о подвигах, демонстрирует преступников. Или, если прижмет, выдает на сайте оперативную информацию: «Разыскивается мужчина 35 лет, рост средний…» А когда прессе как части общества нужно получить от милиции какую-то информацию, то с этим бывает все гораздо сложнее. Зачастую есть риск нарваться на такие ответы: «Да зачем вам это нужно? Да вам там заняться нечем, что ли?» В крайнем случае, предложат направить запрос, на который через месяц можно получить такой формализованный ответ, который потребует еще одного запроса. И переписка может длиться вечно.

Кстати, загляните на сайт ГУВД Алтайского края. Там вы не найдете информации о том, что кто-то из милиционеров был наказан за совершенные ошибки. Хотя было бы очень неплохо, если бы она там стояла. Но своих, как известно, чужим не сдают.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость