Политика

“Получается, как у Райкина”. Серию интервью корреспондента «МЭ» с алтайскими депутатами Госдумы продолжает Лев Коршунов

Коршунов Лев Александрович
Депутат Государственной Думы РФ
Избран по одномандатному округу №037 (Бийский округ, Алтайский край). Заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике.
Телефоны приёмной в Москве (495) 692-92-51, 692-95-43; в Барнауле - (3852) 65-88-94.

“Законы пишут люди. И самое опасное в том, что автор закона старается подобрать параметры для себя. Но мы все разные - длинные и короткие, худые и толстые. Вот и получается для одного закон как влитой, а для большинства - как у того танцора: то ноги коротки, то руки мешают”.Лев Коршунов в Законодательном собрании человек не новый. В начале 90-х он был депутатом Верховного Совета, в 1996-м - членом Совета Федерации. В общем, с законотворческой деятельностью знаком хорошо. Вот о том, как работает “машина по производству законов”, мы и поговорили с депутатом в его думском кабинете.

- Лев Александрович, есть такое мнение, что депутаты Госдумы кроме чтения законопроектов и их отклонения или утверждения, ничего и не делают…

- Для депутата “писание” законов, их чтение, отклонение, утверждение - элементы формирования законодательства. А насколько эта работа “потная”, зависит от личной оценки каждого. Почему население России невысоко оценивает работу депутатов? Потому что важен конечный результат. А тут все клянутся в любви к народу, а заметного улучшения в жизни не происходит. Отсюда и отношение.

Рабочий день в Думе складывается по-разному. Начинается он в 9 часов утра, но иногда приходишь раньше, а уходишь далеко не в 18.00. Есть у нас два “святых” дня: среда и пятница. В эти дни проводятся пленарные заседания, с которых не рекомендуется исчезать. Именно они освещаются телевидением. Здесь-то и происходит всё самое интересное: от серьёзнейших политических дискуссий до драк и потасовок. Вторник или четверг - дни, когда готовятся и проходят заседания комитетов. Все депутаты включены в различные комитеты.

- Как вы считаете, чтобы стать депутатом, нужны какие-то особые качества?

- Буду говорить сугубо о себе. До работы в Думе у меня был достаточный опыт для понимания того, что происходит в обществе: руководство городом, краем, краевой налоговой службой. И я считал, что работа в Государственной Думе мало чего изменит. Но неожиданно оказалось, что законотворчество формирует новое осознание политических и экономических процессов в России.

Сегодня мне ясно, что писание законов - это профессиональная деятельность, и даётся она далеко не всем. Кухарка управлять государством не может, и здесь тоже должна быть определённая школа. И за два-три года депутатского срока далеко не всегда этому можно научиться.

Опасность депутатской работы заключается в том, что закон не дышло - можно так его написать, что поломается судьба целого поколения. Горячие головы все проблемы решают сразу. Говорят, всё гениальное просто. В жизни, в экономике, в политике этот рецепт крайне опасен. И свою точку зрения надо уметь отстаивать.

- Вам часто приходится спорить в Думе?

- Если взять последний год, то мне пришлось принимать участие в трёх мероприятиях, за которые я нёс непосредственную ответственность. Так, от имени Комитета по делам Федерации и региональной политике вёл один из актуальнейших законов ФЗ-199 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий”. Закон давался тяжело, иногда засиживались до 4-5 часов утра. Ко второму чтению было внесено около полутора тысяч поправок! На парламентской трибуне пришлось отвечать на вопросы более двух часов. Мялка была жёсткая, много было политических обвинений и требований прекратить обсуждение проекта как вредного, ненужного. Прошло около года, и сейчас мне ясно, что именно этот закон во многом сгладил болезненные вопросы, связанные с реализацией известного 131-го закона. А сколько же было критики!

- Вам избиратели при встречах высказывают своё недовольство, что называется, в лицо?

- Да. По ряду позиций я готов спорить до хрипоты. Дело в том, что написанный закон на бумаге может быть гениальным, но в жизни - страшнее атомной войны. Почему так происходит? Принятие закона и его реализация в действие - это единый непрерывный процесс. Работает огромная государственная машина. Любой сбой или несинхронность действий скажется и на конечном результате.

Возьмём “знаменитый” закон об алкоголе. Госдума приняла закон, не хочу сказать, что он идеальный, но депутаты сразу говорили: “Для того чтобы он запустился, необходимы соответствующие действия правительства и субъектов Федерации”. Что произошло наяву? Под изданный закон исполнительная власть не смогла подложить ни нормативные документы, ни соответствующее материально-техническое сопровождение. В результате произошло обрушение как производства ликёроводочной и винной продукции, так и её реализации. Можно было это предусмотреть? Можно. Кто виноват, что так получилось? Все в разной степени. Но самое страшное - десятки, сотни тысяч людей оказались в больнице, а бюджет государства не досчитался миллиардов рублей. В результате не самый плохой закон произвёл сбой, отбросивший страну, на мой взгляд, на несколько лет.

Особую “любовь” у автолюбителей вызывает закон об автостраховании. В чём его суть? Максимально защитить автолюбителя в случае ДТП и запустить механизм, чтобы на дорогах России было больше новых, современных автомашин. Это и понятно - старые машины более опасны, они сильнее портят экологию. Не думаю, чтобы у этой идеологии было много противников.

А теперь посмотрим, что же получилось. Запущен экономический механизм. Суть его - при возмещении ущерба большую компенсацию получает новая, а не старая машина. В Европе это бы прошло. Но мы же Россия, как можно отказаться от “давнишних” машин и купить новую, если старую-то и ту содержать не хватает средств, а около 50% населения нашей страны - на грани бедности? Будет им нравиться такой закон? Естественно, нет. И как в этой ситуации доказать людям, что закон заботится о них же?

От “надь тебе” до “воть тебе” дистанция огромного размера. Закон написать - это только часть огромной работы, его надо ещё и реализовать. И разорвать эту цепочку не только нельзя, но и опасно. Вот и получается, как у Райкина - пуговицы на месте, карманы тоже, и рукава есть, но костюм сидит по-уродски.

- Если сравнить вашу работу на предыдущих местах (в качестве главы края, руководителя налоговой инспекции. - Прим. авт.) с работой депутата - где сложнее?

- Везде свои проблемы. Но для меня там, где встречаешься с людьми, не с белыми воротничками, а, как говорится, с “базаром”, там наиболее сложно. Здесь высказываются проблемы, которые в большинстве случаев решить невозможно. Вся эта боль, ненависть, раздражение передаются тебе. По мере карьерного роста возникает иной уровень проблем, и, пожалуй, главная - это принятие решения. Если в первом случае ты выматываешься скорее физически, то здесь, я бы сказал, на нервном уровне. И снять напряжение значительно сложнее.

- Но чтобы депутаты Госдумы сильно не выматывались, им предоставляется хорошая квартира и машина…

- Я живу в служебной квартире. Когда перестану быть депутатом, квартира за мной не сохранится. Этому созыву депутатов не повезло: они не смогли “прихватизировать” своё служебное жильё. В моей жизни несколько раз была возможность получить здесь квартиру, всегда, даже с какой-то гордостью отказывался. Сейчас не могу понять, зря или нет. Но поезд ушёл и былое не вернёшь.

В Думе есть дежурные машины, которые можно заказывать на определённое время. У депутатов повыше, например председателей, есть персональный транспорт, закреплённый за ними. Если я собираюсь куда-то ехать, то заказываю машину. Но чаще езжу в метро. Особенно если надо ехать куда-то в центр Москвы. Это не поза, просто так быстрее. Из-за пробок на дорогах теряешь много времени. В аэропорт Домодедово, например, всегда езжу на электричке. Знаю, что электричка будет в дороге ровно 40 минут, а машина - как минимум полтора часа.

- Часто бываете в Алтайском крае?

- По регламенту последнюю неделю месяца депутат должен работать в том субъекте Федерации, от которого избран. Но как только у меня появляется возможность уехать домой, я сразу её использую. Москва не мой город, и я никогда этого не скрывал. Москвичи сложные люди, не в обиду им будет сказано. В Москве на один квадратный сантиметр столько людей, что тебе приходится пихаться, толкаться просто для того, чтобы пройти. Приезжая в Москву, ты или становишься таким же, или не выживешь. Уютнее и теплее у нас на Алтае. Вот и летаю часто. В московских аэропортах меня узнают без предъявления депутатских документов.

- Перелёты не сказываются на работоспособности?

- Вы затронули больной для меня вопрос. Раньше я мог не спать по двое-трое суток, мотаться из одного района края в другой, проводить совещания. И всегда считал, что смену часовых поясов, перелёты переношу хорошо. Но годы летят...

Самолёт для меня - место, где есть возможность обдумать ситуацию и принять решение. Со мной всегда ноутбук, в котором вся необходимая информация. Бывают казусы. Порой, работая с компьютером, ты как бы выключаешься, не видишь и не слышишь ничего вокруг тебя. Кто-то здоровается, кто-то хочет обратиться к тебе, а ты не сразу въезжаешь в ситуацию. Иногда обижаются, приходится извиняться, но это моя жизнь, и с годами переделать себя всё сложнее и сложнее.

Беседовала Ирина ТОЛСТОШЕЕВА.

Монолог о бабке и 40 сотках

“Приезжаю в муниципальное поселение, а там бабка главу села чистит в хвост и гриву. “Вот депутат Госдумы”, - говорит глава. Естественно, бабуля с утроенной силой принялась за меня. Начинаем разбираться. Ей надо заплатить налог за землю - за 50 соток. Пенсии не хватает. Говорит, за 10 соток (которые использует под огород) готова платить, а за остальные 40 - нет. Да они ей и не нужны. И тут ловишь себя на мысли: “Ну какой тут закон будет работать?”. Два года было предоставлено для подготовки и внедрения его в жизнь, и вот настал час икс. И что имеем? Бюджет муниципального поселения рассчитан на получение налогов с 50 соток, и именно эта сумма заложена в доходы. Если бабка отказывается от 40 соток, то кто тогда эту сумму будет компенсировать? Это раз. Далее, чтобы за 40 соток не платить, необходимо оформить соответствующие документы. А для этого надо съездить в райцентр, причём не единожды, - а это автобусы, билеты… А годков уже под 80, и не сильно тут наездишься. Это два. Оформление документов в крае стоит от 15 до 25 тысяч. Для того чтобы накопить из её нищей пенсии, отказывая себе во всём, потребуется несколько лет, а деньги нужны немедленно. Это три.

Принят закон, дан срок его реализации. По логике каждый должен засучить рукава и приступить к его подготовке. Ан нет, просидели, проговорили, петух клюнул - и сразу все плохие: и депутаты, и власть, вверху стоящая, и население, которое спит. Но только не те, кому по штату и по зарплате положено этим заниматься. Но где в Европе с этими прибамбасами встретишься? Нигде, только у нас”.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость