Напомним, что в статье 12 законопроекта "О краевом бюджете" на поддержку реального сектора экономики был заложен 1 миллиард и 29 с небольшим миллионов рублей. Эти деньги предлагалось направить на субсидирование предприятий в обмен на повышение зарплаты и выведение ее "из тени". Теперь "стимулирующий миллиард" значительно похудел: 300 миллионов решено направить на поддержку городов и районов края, а еще 180 миллионов комитет КСНД по бюджету, налоговой и кредитной политике предложил выделить государственному унитарному предприятию "Алтайавтодор" для компенсации налога на имущество.
Такое решение представителям администрации края пришлось явно не по душе. Официальный сайт администрации цитирует главного автора проекта стимуляции предприятий, вице-губернатора Сергея Тена: "Все идет к тому, что деньги из инвестиционного фонда станут лишь дополнением к расходным статьям бюджета. Механизм поддержки реального сектора экономики не сможет работать. Бюджет 2005 года ничем не будет отличаться от бюджетов прошлых лет. Мы вновь будем латать дыры, а не развивать экономику..."
Однако депутаты придерживаются другого мнения. Вот что говорит Александр Романенко, председатель комитета по бюджетной, налоговой и кредитной политики КСНД:
- Главное, чего удалось добиться рабочей группе, - это то, что мы максимальное количество денежных средств направили на повышение доходных источников муниципальных образований. Фактически по данному распределению 70 процентов средств направлены в города и районы. Плюс, учитывая сложнейшую ситуацию с бюджетами городов и районов, направили 300 миллионов рублей из миллиарда, который планировался на поддержку реального сектора экономики. С этим согласились большинство членов рабочей группы, в том числе и от администрации края.
И единственная цифра, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, это те 180 млн., которые мы предложили дать на компенсацию налога на имущество предприятию "Алтайавтодор". Я объясню почему. Во-первых, мы все знаем, что такое Алтайский край с его протяженными дорогами и их состоянием, кроме того, в 2005 году сокращается помощь федерального центра на содержание дорог. Вдобавок, формируя территориальный дорожный фонд при первом чтении бюджета, администрация края значительно его уменьшила. Исходя из этого мы и решили сохранить расходы "Алтайавтодора" в объеме прошлого года.
Что до проекта инвестиционной программы по поддержке реального сектора экономики, то, по словам Романенко, члены рабочей группы будут предлагать сессии крайсовета не принимать ее в декабре, а перенести рассмотрение на январь 2005 года. Но не в варианте администрации края, который, по мнению депутатов, противоречит законодательству.
Борис Ларин, сопредседатель рабочей группы по подготовке бюджета ко второму чтению, заместитель председателя КСНД:
- Предложение о вписании данной строки в бюджет было подготовлено еще к первому чтению, то есть два месяца назад. Тогда мы сказали и администрации края, и управлению экономики и инвестиций, что исходя из нашего бюджетного кодекса и краевых законов не можем в разделе "Национальная экономика" оставить такую строку, не подкрепляя ее никакими нормативными документами. Есть правовое поле, есть законы, есть бюджетная классификация. Поэтому любые хорошие, дельные предложения администрации мы готовы поддерживать при наличии конкретного правового акта. Но необходимого законопроекта на рассмотрение передано так и не было. И, откровенно говоря, ничего нового тут нет - в Алтайском крае подобный механизм стимулирования предприятий действует уже четвертый год. А знаете ли вы, кому розданы эти средства и какой эффект получил бюджет от компенсации предприятиям процентной ставки по кредитам? Я бы тоже очень хотел узнать. Налоговая отказывается, комитет по бюджету не может полностью оценить ситуацию - нет контрольных механизмов...
В целом же депутаты остались довольны деятельностью рабочей группы по подготовке бюджета ко второму чтению. По словам Бориса Ларина, "организационной частью работы мы, безусловно, удовлетворены, ну а содержанием бюджета - конечно, нет. По нашим оценкам, консолидированный бюджет края - почти 23,5 млрд. рублей, потребности же - много больше, чем 30 млрд. Это очень беспокоит…" К рассмотрению во втором чтении проект бюджета-2005 будет представлен на последнюю в этом году сессию крайсовета, которая состоится 23 декабря.
Иван ВЛАСОВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале