Губернатора многие видели и слышали, что называется, вживую и по телевизору не по одному разу. На выборах он не менял свой имидж. Суриков на встречах говорит об экономических и социальных проблемах, рассчитывая не на эмоциональное, а на рациональное восприятие сказанного слушателями и зрителями. Ничего нового рассказать о выступлениях Сурикова невозможно.
А у Евдокимова другое амплуа: срочно меняет имидж юмориста, звезды телеэкрана на имидж политика. Поэтому мы решили рассказать о его встрече с избирателями (Барнаул, поселок Южный, 7 марта) подробно.
Обычно кандидаты (куда бы они ни баллотировались) на встречах с избирателями говорят
о своей программе, о том, что они будут делать, когда их изберут, каковы ближайшие и
перспективные планы. Выступление Евдокимова на Южном - это подробное изложение
автобиографии с лирическими отступлениями и многозначительными намеками. Беспроигрышность такого подхода очевидна: проверить намеки нельзя и не верить им вроде бы тоже нельзя.
Намек первый. На президента. "Мне было очень тяжело принимать это решение. Почему? Объясню. Потому что выборы происходят во всех уровнях. И я знаю, что некоторые из вас, а может быть, и большинство знают мои личные отношения на самом высоком уровне и так далее. Человек прилетел ко мне летом в гости в деревню. Мы сели, поговорили, сходили в баню, там попарились... И первый вопрос был задан следующего характера: не собираешься баллотироваться?"
Намек второй. На ходоков. "...в сентябре месяце приехала целая делегация со всех районов, с разных районов нашего края. Не со всех, но человек, наверное, 12 - 14". (Для справки: в Алтайском крае 60 сельских районов и 12 городов.) "Деды, представляете, деды с орденами приехали, вывели меня на берег и говорят: "Ну, милый мой, хороший, давай-ка, сынок, берись. Хватит".
Намек третий. Снова на президента. "И потом, естественно, мне пришлось встречаться, извиняюсь за правду, с президентом. Мы опять пообщались. Я говорю: "Такая ситуация". О-о-й!" (В зале одобрительный гомон.)
Намек четвертый. На команду. "Два месяца мы собирали команду хороших ребят, наших, алтайских, выпускников наших вузов. Прекрасных людей собрали в единое целое". (О том, что это за люди, где их собирали, что они сейчас делают - ни слова.)
Намек пятый. Снова на команду и на соседей. "Просто хочется, чтобы, правда, у вас было все получше, чем на самом деле на сегодняшний день. Просто хочется. И я знаю, что я могу это сделать, потому что есть команда... Есть команда хороших, замечательных специалистов, ребят. Молодых, хороших ребят, которые патриоты нашей с вами земли. Настоящие патриоты. У меня есть отношения, замечательные, прекрасные отношения с нашими соседями... Люди знают наши проблемы не меньше, чем мы. И люди готовы идти нам на встречу. Люди готовы помочь. И в каких-то моментах просто безвозмездно". (И cнова ни одного имени - ни членов команды, ни соседей. И никаких рациональных объяснений того, почему кто-то будет нам безвозмездно помогать.)
Дальше начинается самое интересное - ответы на вопросы. Причем микрофона в зале нет. На столе президиума масса записок. Ведущий их Евдокимову не отдает, а зачитывает по своему выбору. Судя по характеру вопросов и обращений записки, написанные участниками встречи, чередуются с домашними заготовками.
- Михаил Сергеевич, есть море вопросов... В нескольких записках говорится: "Уважаемый Михаил Сергеевич, основная масса населения Алтайского края - с вами. Желаем победы на выборах. Просим уделять большое внимание воспитанию молодежи, снижению преступности, улучшению медицинского обслуживания".
После пространных ответов Евдокимова на подобные вопросы в зале начинается ропот - часть зала начинает требовать читать все записки.
- Уважаемые товарищи, - увещевает их ведущий, - я попрошу вас – спокойно… Потому что ему перечитать это все невозможно. Еще вам говорю: он просто-напросто вам также не ответит на все вопросы.
Слушатели успокаиваются, понимая, что без микрофона им ведущего не перекричать.
Встреча продолжается. Затем ведущий сообщает, что до конца осталось семь минут и что он успеет зачитать только несколько вопросов, а остальные записки (клянется) попадут в штаб, будут изучены, а авторы получат письменные ответы.
- Михаил Сергеевич, преклоняюсь перед вашим творчеством актера-сатирика, но сейчас решается вопрос иного характера, - читает следующую записку ведущий. - Сможете ли вы, став губернатором, руководить краем?
- Нет, конечно, - то ли в шутку, то ли всерьез вставляет Евдокимов.
- И кто за вами стоит? Москва? - продолжает ведущий. - И кто будет принимать решения.
- Если бы я не собирался, как говорится, отвечать за всех, как бы я пошел на это? - вопросом
на вопрос отвечает Евдокимов. Из дальнейших рассуждений так и не становится ясно, сможет Евдокимов управлять краем или нет.
- Кто за вами стоит? - напоминает ведущий вторую часть вопроса.
- Ну, во-первых, президент. Это я могу сказать открыто. Во-вторых, замечательная команда умных людей.
- Последнее, Михаил Сергеевич… - Ведущий читает еще одну записку. - Михаил Сергеевич, мы за вас. Вы нам нравитесь. Мы думаем, как вы. Мы вас понимаем. Это счастье.
Встреча заканчивается. Аплодисменты. Цветы. Все как на концерте. Многие расходятся довольные.
Тот, кто знакомился с агитационными материалами Михаила Евдокимова, наверняка
обратил внимание на то, что и они рассчитаны не на рациональное, а исключительно на
эмоциональное восприятие. Ничего предосудительного в этом, конечно, нет. Но только вот потом никак не проверишь, выполнил кандидат то, о чем говорил, или нет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале