28 апреля Совет Федерации одобрил закон, реформирующий сеть бюджетных организаций в России. 90 сенаторов проголосовали за, 5 - против, 6 воздержались, - отмечает официальный сайт партии "Единая Россия". (23 апреля Госдума приняла его в третьем чтении).
Закон предусматривает разделение бюджетных организаций на три типа. Это собственно бюджетные (в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях), так называемые казенные (национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению) и автономные. Если бюджетное финансирование последних остается фактически прежним, то для первого типа организаций оно изменится кардинально: они будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Эти организации получают право заниматься приносящей доходы деятельностью (платные услуги, сдача помещений в аренду и т.д.) с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. При этом субсидарная ответственность государства по их обязательствам отменяется.
Право на приносящую доход деятельность будет и у казенных учреждений, но на них будут налагаться "дополнительные ограничения" - все доходы от нее будут поступать в "соответствующий бюджет" (федеральный, региональный и т.д.). К казенным учреждениям будут отнесены, в частности, Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков. В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, ряд других специфических (инфекционных) больниц.
Автономные организации будут переведены на самоокупаемость; этот статус подразумевает наибольшую финансовую свободу и наименьшую зависимость от учредителя. Автономное учреждение не будет обязано отчитываться перед государством по заработанным им самим средствам, а также получит право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного.
Новые правила функционирования вызвали целый ряд опасений и вопросов.
Противники нововведения считают, что таким образом государство сбрасывает с себя ответственность за "социалку" и обрекает ее на нищету. Второе серьезное опасение - поскольку принятые изменения позволят зарабатывать на своих услугах учреждениям культуры, образования и здравоохранения, то бесплатные услуги они вовсе перестанут оказывать.
Был поставлен вопрос о том, не приведет ли реформа к полному исчезновения бесплатных социальных услуг для населения. В частности, этот вопрос был задан лидеру премьер-министру России Владимиру Путину членами фракции КПРФ во время его недавнего выступления с отчетом о работе правительства в Госдуме. Премьер опроверг, что реформирование бюджетных учреждений приведет к исчезновению бесплатных услуг. По его словам, речь идет о том, "чтобы было четко и ясно, что является платной услугой, а что обязательно – бесплатно". Кроме того, убежден Путин, благодаря реформе, "база для коррупции сократится", поскольку сами учреждения "получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками". В конечном итоге, по его мнению, это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме.
Самое важное - в нашем Telegram-канале