Политика

Трудно не согласиться

Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс"
Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс"
Олег Богданов

Аналитический центр Юрия Левады ("Левада-Центр") в конце июня выпустил сразу два интересных пресс-релиза. В них подводились итоги репрезентативных опросов более чем 1600 россиян в 128 городах страны. Первый назывался "Что тормозит экономику страны?", второй – "Задачи для правительства". Несложно догадаться, что эти вопросы в значительной степени взаимосвязанные. 

Итак, что же показали опросы? Начнем с первого. Как считает российская аудитория, то есть мы с вами, отечественную экономику тормозит прежде всего государственный бюрократический аппарат. Пятерка наиболее популярных ответов указывает именно на него: 1) коррупция, разбазаривание государственных денег и имущества (50%), 2) слабость власти (33%), 3) сопротивление чиновников и бюрократии (32%), 4) неисполнение на местах принятых законов и указов (29%), 5) отсутствие продуманной программы проведения реформ (23%). И только на шестом месте появилась хоть какая-то внутренняя рефлексия: 22% набрал ответ "люди разучились работать".

Попробую немного поразмышлять над этими цифрами. При этом я не претендую на какой-то глубокий социологический анализ, поделюсь только некоторыми собственными соображениями. Как показывают результаты опроса, мы продолжаем верить скорее не в собственные силы, а в мифологическую помощь батюшки-царя, государя-императора, отца-президента. При этом лично главе государства какие-то серьезные претензии мы по-прежнему не предъявляем ("царь-то не знает!"), а вот его окружению, той самой бюрократической гидре, – сколь угодно. Любопытно и то, что власть в целом воспринимается как нечто порочное, прогнившее, неспособное к рациональному движению.

Второе наблюдение – экономика у нас оценивается по-прежнему как нечто государственное, властью управляемое, регулируемое. К примеру, вариант ответа "нам не хватает инициативных, предприимчивых людей" занял только девятое место (12%), а "не вижу особых проблем" – и вовсе последнее (4%).

В-третьих, в качестве одного из вариантов не было упомянуто ни одного инструмента для оживления экономики. Например, главным препятствием на пути экономического развития России могло бы являться отсутствие дешевых кредитных ресурсов. Или неразрешимый земельный вопрос. Или высокая цена на нефть. Могу предположить, что даже саму возможность таких вариантов поглотила бюрократия.

Во втором исследовании вопрос звучал так: "Как вы считаете, какие три-четыре из следующих направлений деятельности правительства были бы сейчас самыми важными?". И далее специалисты "Левада-Центра" подчеркивают, что подобный опрос проводится ими с 2000 года, и поэтому любопытно было бы проследить динамику ответов во временном периоде. Как ни странно, в 2009 году самым популярным ответом оказался тот же самый, что и девять лет назад – "рост промышленного производства". На втором месте ответ "социальная ориентированность реформ". Почти две пятилетки прошло, а мы фактически не сильно продвинулись к заветной цели.

В "Леваде-Центре" данный факт комментируют очень аккуратно: "Первостепенными для правительства задачами по-прежнему являются более интенсивный рост промышленного производства и социальная ориентированность реформ. Возрастает значимость проблем поддержки базовых отраслей экономики и ликвидации задолженности по вы­плате заработной платы. Большее число россиян стало считать необходимым снижение налогового бремени с одновременным улучшением сбора налогов. Заметно снизилось число сторонников пересмотра результатов приватизации, что, очевидно, связано с тем, что россияне видят в ней не реальную пользу для граждан, а только смену собственников".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость