Верховный суд уточнил пункты о возбуждении ненависти или вражды, акцентировав внимание на понятии публичности и содержании таких действий. Теперь ясно, что критика организаций, идеологий и личностей сама по себе не может считаться экстремистской, а также детализированы условия наступления уголовной ответственности, учитывающие наличие предыдущих административных наказаний или судимостей.
Согласно новым разъяснениям, уголовная ответственность не наступает за любое использование экстремистской атрибутики, а только в случае пропаганды или публичного демонстрирования в запрещенном законом контексте, если лицо ранее было привлечено к административной ответственности за аналогичные действия.
Пропагандой признаются умышленные действия, направленные на формирование у других людей положительного отношения к нацизму и экстремистским идеям. Публичное демонстрирование включает осознанный показ такой символики, в том числе через интернет или на предметах одежды.
Кроме того, пленум отметил, что использование нацистской символики в научных, образовательных, художественных или публицистических целях, направленных на осуждение нацизма и экстремизма, не считается экстремистской деятельностью и не влечет уголовной ответственности.
Пленум Верховного суда России также разъяснил, что резкая критика политических организаций, идеологий и религиозных объединений, а также отдельных общественных деятелей в контексте их деятельности и решений не является актом разжигания ненависти или вражды. Закон допускает выражение несогласия и обсуждение мнений, традиций и действий таких лиц и организаций.
Тем не менее, критика становится неприемлемой, если она включает призывы к насилию, репрессиям, депортациям, дискриминации или другим противоправным действиям на основе национальности, расы, религии, пола или социальной принадлежности.
В отношении разжигания ненависти или вражды пленум уточнил, что уголовная ответственность наступает только при публичных действиях, то есть когда высказывания или материалы рассчитаны на восприятие широкой аудиторией через митинги, выступления, публикации и интернет. Важно учитывать не только содержание слов, но и контекст, цель, форму подачи информации и её потенциальное влияние на общество.
Кроме того, Верховный суд разъяснил соотношение административной и уголовной ответственности, подчеркнув необходимость проверки законности и сроков административных наказаний, а также их последствий для уголовных дел.
Судья Верховного суда Татьяна Ермолаева сообщила, что на заседании Совета безопасности было предложено изучить практику рассмотрения дел об административных правонарушениях и преступлениях экстремистской направленности. Проект постановления обсудили с участием представителей различных министерств и правозащитников, что привело к внесению изменений в соответствии с новыми положениями уголовного законодательства, принятыми в 2022 году.
Ранее сообщалось, что три коллегии ВС готовят обзор судебной практики по рассмотрению дел об оспаривании сделок с недвижимостью.


