Во всей этой торжественной монотонности не говорилось только о том, какая именно пресса нужна современному обществу, состоящему, как известно, не только из предпринимательского или чиновничьего сословия. Ручная или самостоятельная? Аффилированная или независимая? Компромиссная или непокорная? Качественная или желтая? А может быть, пресса вообще не нужна, поскольку всю информацию мы черпаем из телевизионных сводок первого и второго каналов и анонимных комментариев в Интернете?
Лично я сравниваю нынешний День печати с днем рождения маленькой девочки по имени Пресса, которую все умные дяди и тети вроде как любят и даже заигрывают с ней, но по большому счету всерьез не воспринимают. И вот приходят эти дяди и тети на день рождения Прессы, дарят ей «игрушки и шоколадки», а после говорят: «Ну иди, детка, поиграй в своей комнате». А сами собираются за большим столом и обсуждают что-то очень важное. Но Прессе ведь интересно, о чем там судачат взрослые, поэтому она подслушивает. Через замочную скважину информация до нее, конечно, доходит искаженная, но это уже хоть какая-то информация.
Чтобы такие дни рождения не повторялись, маленькой Прессе необходимо всего лишь повзрослеть. Конечно, этот процесс занимает определенное время (самостоятельной российской журналистике немногим более 15 лет), но желательно, чтобы ее детство не затянулось. Не хотелось бы оглядываться на Запад, но там пресса, сумевшая раскрутить в свое время Уотергейтский скандал или связь Клинтона и Левински, отличается прежде всего высоким профессионализмом, финансовой независимостью, ярко выраженной редакционной политикой и постоянным поиском новых технологий подачи информации. Другими словами, чтобы выжить и чувствовать себя уверенно, пресса должна не замирать в позе покорителя мира, а постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием. Причем на примере ведущих изданий-лидеров.
И еще очень важно, чтобы у нашей прессы на видном месте всегда был портрет не владельца СМИ («ой, что же он подумает, если мы так напишем?»), а потребителя информации. Ведь любой производитель продукта анализирует прежде всего своего клиента - читателя, слушателя, зрителя, рекламодателя. И на основе этого анализа формирует свою стратегию. У нас же в сообществе одна из главных тем дня - кто из владельцев СМИ, кому, сколько и за что платит. И она набирает нешуточные обороты. Особенно при обсуждении в Интернете, где можно под вымышленным «ником» очернить конкурента.
Высокая зарплата - это, конечно, дело хорошее. Но высокая зарплата, подкрепленная не профессионализмом, а простым желанием получать много и часто, - это совсем другая история. Деньги когда-нибудь закончатся, а рынок останется. И он все расставит по местам. С Днем печати!
Самое важное - в нашем Telegram-канале