Политика

Все у нас через… ЖКХ. Тайна коммунального хозяйства раскрыта: здесь гигантские резервы для снижения затрат

«Все коммунальщики завышают тарифы, чтобы поменьше работать, да так и норовят нас, бедных, раздеть». Примерно с такой точкой зрения я начала беседу с директором сразу трех коммунальных предприятий Благовещенского района Анатолием Тяртом. К концу разговора он не то чтобы перевербовал меня в свою «коммунальную» веру, нет… Но по крайней мере убедил: разговоры о том, дорогое у нас ЖКХ или дешевое — чистая политика. А в коммуналке давно пора бы заняться экономикой.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Поуправлять местной коммуналкой предпринимателя Анатолия Тярта позвала новая районная власть еще осенью 2004-го. Хотя в этой сфере Анатолий Петрович отродясь не работал, а на «Благовещенском МОКХ» висели огромные долги (мало не покажется), на предложение он все ж таки согласился. Чем черт не шутит?

Был, конечно, соблазн зарегистрировать новое предприятие, а долги оставить на старом — пусть себе банкротится, нам-то что… А смысл? Придет время, вновь появятся долги — придется бросать и это. Вроде как день сурка. Да, собственно, год работы (2005-й) показал: так оно и есть. Чтобы выйти из замкнутого круга, по совету барнаульской компании «ЛИФО-аудит» разделили предприятие на три небольших: водоснабжение, канализация, обслуживание домов — все отдельно. Долги же взяли на себя только «живые», которые собрать можно. А безнадежные — куда деваться? — оставили на старом.

Фишка, впрочем, не в этом: «новорожденные» с 1 января 2006-го перешли на упрощенную систему налогообложения. «За год мы сэкономили около трех миллионов на налоге на добавленную стоимость», — рассказывает Тярт.

Мне, правда, это решение показалось… не самым важным, что ли. Ну, сэкономили. Но ведь контора на все три предприятия все равно одна, и начальник у всех — Тярт. Что изменилось-то? Знаете первый закон монополии? Затраты всегда стремятся догнать и перегнать доходы. А оказалось, говорим мы с Тяртом об одном…

Тариф не резиновый

Новый начальник, собственно, как раз с того и начал, что решил побороться с этим первым законом монополии. «Когда я пришел, потребление электроэнергии доходило до 100 тысяч киловатт в месяц, а сегодня — 40−45 тысяч», — говорит он. Я, честно сказать, только этого от него и ждала: вот они, секреты вечно растущих издержек большинства коммунальных компаний! Тярт же продолжал:

«На банно-прачечном комбинате стоял насос в колодце-отстойнике, и его каждый день включали на несколько часов. А насос там вообще не нужен, вода самотеком может поступать. Народ не верил: „Ну тя на фиг, Петрович, какой самотек?“ Чуть конструкцию изменили — потекла. А ведь 20 лет насос электричество потреблял!»

Возьмем другую сторону дела — работников. На системах водоотведеня в Благовещенке, к примеру, работали человек 40. Новый начальник подумал — и оставил всего восемь. Один слесарь и один водитель дежурят по 12 часов — и справляются. Таким вот макаром за два года штат сократили со 190 до примерно 90. Тариф, он не резиновый, на всех не растянешь.

Кстати, за это время аварийность на канализации и водопроводе снизилась, и, кроме того, появилась какая-никакая прибыль. Правда, сам руководитель называет эту прибыль бумажной: «Если бы бюджет вернул мне долг в 3,5 миллиона рублей, я бы и насосы заменил, может, и технику бы новую купил», — размышляет он.

Это не экономика

Ну, я все это слушала, а сама думала: все-таки выгодный это бизнес — коммуналка. А уж если мозги применить… Конкурентов нет, маркетинг-реклама не нужны, денежки текут, работай — не хочу. Но Анатолий Петрович наотрез отказался считать коммунальное хозяйство бизнесом. Отчасти я его понимаю: любой коммунальщик поставляет потребителям неизвестно что (до сих пор спорят, услуга это или товар) да еще и неизвестно сколько (счетчиков нет, сколько в дороге теряется, никто не знает).

«В Гальбштадте, в Немецком национальном районе, на германские деньги все поголовно поставили водосчетчики, — рассказывает Тярт. — И разбор воды стал в 4,5−5 раз меньше, понимаете? Сработал не столько экономический эффект, сколько моральный. Раньше воды там не хватало, теперь — нет проблем. А в Благовещенке как? Зимой еще мало-мало есть вода, а летом, когда полив начинается, все насосы включаем — и не хватает. Человек пришел домой, шланг бросил в огород и пошел спать. А платят по нормативам. Какой норматив это учитывает?!»

Это- первое. А второе: что за бизнес, если вмешиваются в него все, кто только может? Политизирован этот бизнес выше крыши.

Тысяча рулонов

— Когда я пришел в благовещенское ЖКХ, средняя зарплата здесь была 2300 рублей, — продолжает Анатолий Петрович. — Сегодня вдвое выше — около 4600. Все равно мало: за такие деньги можно либо пьяницу нанять, либо человека, у которого руки не из того места растут. Только вот районным депутатам я это объяснить не могу". А недавно депутаты крайсовета приняли постановление о ЖКХ — рекомендуют повысить тарифы на 2007 год не более чем на уровень инфляции. «Мы должны один раз заплатить настоящую цену, а потом увеличивать ее на коэффициент инфляции, — не соглашается коммунальщик. — Этот тариф 10 лет был занижен и не соответствовал никакой экономике!

— А ненормативные потери? А попытки втиснуть в затраты все, что к коммуналке не имеет отношения? Говорят, у вас же в Благовещенке одно коммунальное предприятие пыталось в тариф втиснуть тысячу рулонов туалетной бумаги! — возражаю я.

— Проверить просто, — парирует он.- На это есть профессионалы — администрация, Счетная палата, КРУ. Наши тарифы — это как бизнес-план: в них все расписано, сколько на какие цели пойдет. Для каждого из 52 домов, которые мы обслуживанием, есть личное дело: сколько поступило денег, что сделано, что надо сделать — вся смета. А у нас в районе решения о тарифах на воду и содержание домов принимают те, кто думает только о выборах и за коммунальную сферу ничем не отвечает — депутаты.

Страшен не тариф, а его использование

Конечно, если взглянуть на коммунальное хозяйство глазами жильцов, лишнее платить никому не хочется. И депутаты, они ведь вроде интересы жителей представляют. Кто-то же должен защищать наши интересы перед монополистом? Само собой.

С другой стороны, вода по трубам сама по себе из-под земли течь не хочет, надо ее откачивать. Слесари, электрики и все прочие хотят получать зарплату (и кто их не поймет), а новые насосы, трубы и технику за красивые глаза не дают — денег надо.

Похоже, давно пора ставить задачу заботы о нас, потребителях, немного иначе: страшен не сам тариф, а то, что его бестолково используют.

Где и какТярт снизил издержки?

1. Иногда непроизводительные затраты кроются в совершенно неожиданных местах. История с системой «катодной защиты» на водоводе в поселке Тельмана — из этого разряда. Состояние его аховое. Привезли в район специалиста Чарышского группового водопровода. Тот походил, замерил все параметры и выдал: «Система не бережет трубы, а способствует ускоренной коррозии!» В результате катодную защиту просто отключили — это оказалось выгоднее.

2. Переход на упрощенную систему налогообложения позволяет не платить налог на добавленную стоимость, а местный бюджет не теряет ни рубля — НДС поступает в федеральный бюджет.

3. Нередко оборудование для коммунальной сферы ставится, как говорится, «на вырост» — мощность его превышает потребность. Замена на менее мощные дает большую экономию электроэнергии.

4. Большой эффект дает замена старого оборудования на более производительное. Например, один новый насос «Иртыш», выпускаемый в Омске, «ест» в три раза меньше киловатт-часов, чем старый, при той же примерно производительности. Затраты на насос «Иртыш» окупились за год.

5. Некоторые объекты предприятия (Тельманский водовод и водонапорная башня) получают электричество от сетей низкого напряжения, другие же питаются от высоковольтных линий. Для первых тариф в 2006 году был утвержден 1,53 руб. за киловатт-час, для вторых аж 1,97 руб. (с НДС). Энергетики же во все случаях рассчитывали исходя из 1,97 руб. «Мы взяли постановление Главэкономики и предъявили его «Алтайэнерго». И с апреля 2006 года по Тельманскому водоводу и водонапорной башне платим по более низкому тарифу», — объясняет руководитель.

Комментарий

Николай Целищев, зам. начальника управления по ЖКХ администрации края:

— В декабре прошлого года я побывал в Благовещенском районе, на объектах этого коммунального предприятия и убедился: руководство активно старается само решать проблемы. Также активно модернизацией коммунальной сферы занимаются и в других районах, например Чарышском, Завьяловском, Троицком и Калманском. Именно таких руководителей надо поддерживать. Именно здесь бюджетная поддержка будет иметь максимальную отдачу.

А проблем в Благовещенском районе много. В райцентр вода поступает по Тельманскому водоводу. Этот водовод протяженностью около 35 километров пришел в аварийное состояние, а крупных потребителей нет. Там работает энергоемкое устаревшее оборудование, предприятие несет на электроэнергии неимоверные убытки. В краевой программе модернизации ЖКХ предусматривалась перекладка этого водовода. Но рациональнее было бы пробурить еще одну скважину в самой Благовещенке, сделать водоочистку и обеспечить все население района чистой питьевой водой. И возможности у районов решить подобные проблемы есть — например по лизинговым схемам в рамках краевой программы.

Надежда СКАЛОН.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость