Политика

Золотой миллиард

Последние решения  российских законодателей - а также сопутствующая им широкая дискуссия в Интернете -  не оставили никаких сомнений в том, какова на деле суть отечественной социальной политики, а также идеология ее питающая и поддерживающая. Речь идет о  стремительном прохождении мало примечательного на первый взгляд закона  "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения  государственных ( муниципальных) учреждений",  инициированного правительством, а также об очередном не прохождении закона о налоге на роскошь ( инициаторы: " Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР). 

Суть первого  в двух словах сводится к тому, что  в связи с недостатком бюджетных средств  школы, больницы, детсады и  прочие  учреждения с 1 января 2011 года будут заниматься собственной хозяйственной деятельностью. На практике это означает  переход на частично платное обучение и  здравоохранение. Программы начальной и средней школы будут  изменены- скажем, вместо 5 уроков родного языка и математики в неделю - только два бесплатных, за остальные надо приплачивать. Родители тут же подсчитали- для того, чтобы обеспечить полноценное обучение только одного малыша, то есть в соответствии с той программой, которая существует на сегодняшний день- надо  только в начальной школе платить от 5 до 6 тысяч рублей в месяц.  

Как такая мера соотносится с амбициозными планами демографического приоритетного проекта, не говоря уже о   модернизации, трудно сказать. Почему государство последовательно уходит из социальной защиты  в стране, которая продолжает переживать нелегкую трансформацию, где проблем не счесть- с качеством населения в первую очередь — непонятно. Еще труднее обывательскому уму  уразуметь, почему же столь необходимые средства не возьмут там, где их логичнее всего получить -  в виде налога на самых состоятельных, как это делается во многих странах — причем странах с наиболее высокими показателями уровня жизни.  Вместо этого парламент (точнее, его большинство)  очередной раз отметают подобное предложение. И ставит своего рода жирную точку и дискуссии о приоритетах. Хотя многие уже  и без того давно поняли, в чем дело. И в самом деле, сегодня российскому  обывателю (чему свидетельство — сотни комментариев в виртуальном пространстве и максимально свободной формой выражения) совершенно понятно, во имя кого и для кого принимаются решения,  чьи интересы отстаивают чиновники и самая влиятельная партия.  А дети понимают еще лучше.

Если  тридцать лет назад каждый школьник  был проинформирован о том, что в окружающем нас мире капиталисты пьют кровь и пот   трудового народа во имя роскоши и сверхприбылей, а наша страна крепит оборону во имя защиты   этих самых трудящихся во всем мире, и поэтому не всегда в магазине есть вареная колба, то сегодня месседж поменялся кардинально . Каждый  школьник точно знает, что капиталисты пьют кровь трудящихся  и  повсюду в мире, и у нас на совершенно законных основаниях, и  основания эти  прочно защищены  чиновниками и силовыми структурами. И стыдно быть не глупым или ленивым — а бедным и не иметь всем известным по телепрограммам предметов роскоши . И не принадлежать к тем, кто  в той или иной степени принимает решения.  Даже если никто прямо им об этом не говорит.  Изменились и мечты — когда- то школьники хотели быть космонавтами или полярниками,  лет десять назад — бизнесменами, а сегодня, как показали  свежие опросы - чиновниками.

Закон  о  фактическом введении платного образования взбудоражил многих — хотя мог бы вызвать  и реальную бурю протеста. Не вызвал.  По сути закон  утверждает как норму неравенство возможностей наших детей в том,  что еще недавно было одним из важнейших национальных завоеваний- в грамотности . Советские люди жили скудно, не имели подчас самого необходимого, но  имели доступ к знанию и библиотекам. Классическая литература  и отечественная история, пусть и редуцированная, давали куда более объемное представление о ценностях и вариантах жизненного пути, чем   деревянная идеология или уроки обществоведения. И  советские школьники прекрасно знали, что революции делают не только пролетарии, которым нечего терять, кроме своих цепей, но, и скажем, декабристы, которым как раз  было что терять, но которые считали тиранию унижением достоинства своей родины и готовы были пойти на жертвы во имя  иного будущего России. Знание и чтение вообще способствуют раздумьям, не подконтрольным никакому цензору, вне зависимости от режима. Только читающая  и тотально грамотная аудитория могла   в свое время  участвовать в перестройке, этой попытке реализовать давние мечты российской интеллигенции о свободе и  справедливости. 

Любая реформа школы или  даже ее обсуждение  -  всегда разговор о будущем нации. И в основе ее непременно лежит некая большая идея. Это может быть  идея воспитания образцовых граждан и строителей коммунизма, или идея поштучного выращивания гениев, или  выносливых трудоголиков, или прилежных верующих. Нынешние шаги по деконструкции советской школы направлены совершенно точно на формирование двух  типов учеников, и, соответственно- будущих граждан — элиту, которая будет получать   лучшее образование по мировым стандартам,   с тем , чтобы внедрять в жизнь модернизацию и управлять страной, и все остальные, которым суждено исполнять  принятые другими решения и довольствоваться тем, что осталось от удовлетворения потребности первых. Идея не новая в принципе, но довольно  непривычная российской  традиции. Соотносимая с известной идеей " золотого миллиарда", который   призван управлять жизнью всего человечества, а потому и пользоваться всеми благами цивилизации.  Правда,  сторонники последней все же  обычно причисляют к этому самому миллиарду всех своих соотечественников. А обслуживающий персонал видят в аборигенах беднейших  континентов. Но суть не в этом.  Давно уже ясно, что никакие конфликты и проблемы не решаются там, где вопиет о себе неравенство, и  масштабные программы и проекты, в том числе и Цели тысячелетия, под которыми подписались практически все страны мира — направлены на сокращение неравенства, в том числе и в образовании. У нас все наоборот.

Впрочем, если честно, я не  верю, что даже столь странные решения ( и даже неприглядное их сочетание)   уничтожат российскую традицию  - как в области просвещения, так и в плане человеческих ценностей.  Трагедия нашей страны в том, что веками люди были для ее правителей и их приближенных всего лишь строительным материалом, необходимым для реализации своих амбиций, замыслов и личного благополучия.  Но  века бесправия и произвола  выработали в  наших соотечественниках не только рабские инстинкты, но и мощную традицию  внутреннего сопротивления несправедливости, которая проявлялась в самых различных формах. И несколько  лет   скороспелых решений не могут ее поколебать ни в коем случае.

Идея бесплатного и доступного всем в равной степени образования непременно вернется в число приоритетов российской политики - как идея бесплатного и доступного медицинского обслуживания, и многое другое.  Бесспорно, к ним обратятся в свое время те самые мальчики и девочки, которые получат лучшее образование в элитарных и платных школах, построенных недальновидными родителями для  будущей  российской элиты. Именно потому, что они будут понимать задачу элиты и достоинство страны иначе, чем  родители.  Я вообще верю, что  эти дети будут принимать куда более разумные решения,  в интересах своей страны и ее граждан , будут  в целом намного свободнее и ответственнее.

Но хотелось бы все же, чтобы такие решения чаще принимались уже сегодня.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость