"Финансовый кризис можно назвать самым запоминающимся событием года", – сказала аналитик продуктовой сети "Тереза" Наталья Туркина. Компания открыла за год только два магазина в Барнауле и один в Новоалтайске. Причем последнее открытие долго откладывалось.
Директор продуктовой сети "Раздолье" Владимир Шпенглер говорит, что его сеть пополнилась только двумя магазинами. Учредитель компании "Параллель" Виктор Никулин вообще ведет речь о сокращении числа точек на 50%. Генеральный директор "Торгового двора "Аникс" Юрий Никитин хотя и реализовал за год планы по запуску 20 магазинов и 24 франчайзинговых супермаркетов "Корзинка" в сельской местности, отмечает: "На рынке есть четкие тенденции сворачивания работы неэффективных сетей. Финансово-экономическая ситуация направляет мысли руководителей компаний на качественные аспекты производственной деятельности".
Что делали компании?
"В начале года никто не ожидал того, что случилось в сентябре. Те инвестиционные проекты, которые были заявлены, выполнялись. Но в сентябре–октябре компании начали задумываться, стоило ли их начинать", – говорит гендиректор компании "Тип-топ" Иван Иванов. Планы по запуску двух его проектов в Барнауле и Заринске отложены на 2009–2010 годы. Владимир Шпенглер добавляет: "Мы не рассматриваем открытия новых магазинов в 2009 году. Компания сконцентрировалась на оптимизации расходов".
"Практика показала, что федеральным игрокам на рынке было сложнее, судя хотя бы по наличию товара на полках", – говорит Наталья Туркина. "На мой взгляд, федеральные сети перестали вести активную работу по расширению своих магазинов в Алтайском крае. Они сосредоточились в своих регионах и занимаются магазинами, которые уже были построены", – считает г-н Шпенглер. Иван Иванов знает о проблемах федералов на своем рынке: "От нас ушли новосибирцы и кемеровчане. Компания "Трэйс" существенно сократила число магазинов, "Россита" полностью свернула работу в Барнауле. В краевой столице было три магазина под этим брэндом. Надеюсь, в перспективе конкуренция сократится". Антон Титов, директор новосибирской компании "Обувь России", у которой в Алтайском крае работают 12 магазинов, рассказал, что предприятие пересматривает программу развития на 2009 год. "Мы меняем стратегию агрессивного роста на план повышения эффективности имеющегося бизнеса и уже работающих магазинов. Приостановлен сетевой проект Emilia Estra. В ситуации кризиса вкладываться в новые долгосрочные проекты достаточно рискованно. Поэтому мы сосредоточимся на других наших сетях – "Вестфалика" и "Пешеход". Еще одна причина этому – изменение потребительского спроса", – говорит собеседник.
Нелегкий покупатель
Конец года, по оценке участников рынка, ознаменовался падением потребительской активности. Иван Иванов оценивает его в 15%. Наталья Туркина утверждает, что ожидала большего падения спроса, но точной цифры не называет.
"Люди берут более дешевые крупы. Перестали брать сыр. Нам придется пересматривать ассортиментную матрицу", – полагает Владимир Шпенглер. "Вторая половина текущего года показала, что средний сегмент цены в товарных линейках снижает свою долю в структуре чека. Он дрейфует в сторону более низкой цены. Исчезает так называемый "легкий покупатель" со средним чеком до 50 рублей", – говорит Юрий Никитин. С тем, что наиболее уязвимым оказался покупатель среднего ценового сегмента, согласен и Иван Иванов. Юрий Никитин прогнозирует, что число этих покупателей в розничных сетях будет уменьшаться. Наталья Туркина предполагает, что положение дел усугубится к январю.
Лучше меньше
Наиболее жизнеспособным розничным форматом, по мнению Юрия Никитина, в будущем году станет магазин "у дома". "Чтобы идти в гипермаркет, нужны свободные деньги. Соответственно, когда денежная масса на руках у потребителя, снижается и вероятность походов в большой магазин", – говорит собеседник. Супермаркет подразумевает большой выбор, высокий сервис и более высокую цену. В эпоху кризиса, по мнению Юрия Никитина, на первый план выходит не обилие товара. "В выигрыше дискаунтеры, которых в России нет. На втором месте магазины "у дома". Это в меньшей степени подверженный изменению формат", – резюмировал г-н Никитин.
В середине года аналитики и производители прогнозировали пересмотр отношений с сетями. Не многие пошли на увеличение отсрочек платежа, в результате чего полки магазинов порой пустовали. "Да, производители иначе разговаривают с сетями. Многие, особенно федеральные компании, направили нам письма с требованием сократить отсрочку платежа. Раньше она была две недели, теперь – семь дней. Для розничных сетей это не выгодно. Мы бы хотели оставить все на своих местах", – делится впечатлениями об обновленном рынке Владимир Шпенглер. Наталья Туркина говорит: "Нам пришлось расстаться с одним поставщиком, поскольку условия, которые он предложил, были неприемлемы. Отсрочку платежа никто не пересматривал, эти условия остались прежними".
Острые углы ритейла
ТРЦ "Европа"
30 октября компания "Елочка" подверглась штрафу 1 млн. рублей за незаконное строительство и ввод с эксплуатацию торгово-развлекательного центра "Европа" на Павловском тракте. В декабре текущего года "Елочка" получила разрешение на строительство первой и второй очереди "Европы". Формально ввод объекта в эксплуатацию намечен на январь 2009 года.
Гипермаркет "Лента"
В ноябре ОПХ им. Докучаева отказалось от очередного иска к "Ленте" о сносе здания ее торгового центра в Барнауле. 17 сентября ОПХ по согласованию с Россельхозакадемией уже отказывалось от бессрочного пользования земельным участком, на котором построена "Лента".
Самое важное - в нашем Telegram-канале