Потребитель

Андрей Семенов: "Падение трафика и доходов мы не отмечаем"

Региональные представительства сотовых операторов долгое время воздерживались от откровенных комментариев, касающихся текущей экономической ситуации. Их специалисты говорили, что кризис почти никак не отразился на отрасли. И хотя многие аналитики действительно констатируют устойчивость коммуникационной сферы в настоящее время, все же и сотовикам приходится считаться с изменившимися условиями рынка. Андрей Семенов, директор объединенного филиала "ВымпелКом" в Алтайском крае, в интервью подтвердил этот факт. Кроме того, он рассказал о стратегии развития "ВымпелКома" в крае в условиях продолжительной нестабильности.

Андрей Семенов опроверг слухи о том, что услуги сотовой связи могут подорожать на 30-40%. "Предпосылок для этого нет", - уверен он.
Андрей Семенов опроверг слухи о том, что услуги сотовой связи могут подорожать на 30-40%. "Предпосылок для этого нет", - уверен он.
Павел Водопьянов

Быстрее – значит дороже

– Андрей Владимирович, эксперты считают, что кризис повлиял на телекоммуникационную отрасль в меньшей степени, чем на другие секторы экономики. Вы согласны с этим утверждением?

– По большому счету, да. Кризис отражается на связи не так сильно, как, например, на обрабатывающей промышленности. Мы не заметили каких-либо существенных изменений в трендах. Учитывая традиционные сезонные спады в использовании услуг, нет каких-либо оснований говорить, что происходит нечто страшное или катастрофическое. В целом все идет в обычном режиме. Падения трафика и доходов мы не отмечаем.

Конечно, некоторые предприятия, с которыми мы работаем в корпоративном сегменте, столкнулись со сложностями. И, естественно, в существующей экономической ситуации они заинтересованы в оптимизации своих расходов на связь. Но в компаниях понимают, что наши услуги стали не только затратной статьей в бюджетах, но и реальным инструментом, с помощью которого зарабатываются деньги. Они дают возможность более оперативно связываться со своими потребителями, быстрее решать производственные вопросы. Сегодня некоторые компании часть расходов на связь переносят на сотрудников. У нас для этого есть специальные продукты, такие как программа "Мобильный бюджет". Подключившись к ней, предприятие определяет, сколько оно готово тратить денег на каждого специалиста, а остальное сотрудники оплачивают самостоятельно. Понятно, что сотовые телефоны они используют не только для служебных звонков, но и в личных целях. Поэтому оптимизация здесь вполне оправданна.

– Существует ли в компании антикризисная программа и в чем она заключается?

– Наверное, антикризисные программы созданы на всех предприятиях. Это первое, чем должны были озаботиться компании с наступлением кризиса, потому что мы вошли в другой рынок и внешняя среда диктует нам новые правила игры. Те вольности, которые мы позволяли себе в погоне за скоростью строительства и эксплуатации сетей, сейчас ограничиваются. Потому что сделать все как можно быстрее, как правило, означает и дороже. Теперь мы переходим к оптимизации этих расходов. Анализируем, где переплачиваем, и минимизируем затраты.

– Есть ли какие-то антикризисные меры именно для Барнаульского филиала?

– Каких-то особых меро­приятий нет. Так же, как и на федеральном уровне, идет борьба со всеми видами затрат. В частности, по статье приобретения офисного оборудования. Кроме этого, сейчас мы не заполняем освобождающиеся вакансии, что позволяет экономить на фонде оплаты труда и аренде дополнительных помещений. В прошлом году мы купили здание на ул. Малотобольской. Там будет располагаться коммутатор 3G. И часть работников технической службы туда переедет, что опять же позволит сократить затраты на аренду.

Помимо этого, мы ведем планомерную работу с арендодателями. Цены на арендованные площади, где располагаются наши базовые станции, снижаются очень динамично. Более сложная ситуация с арендой земли под башни. Как известно, решение о ее стоимости принимает совет депутатов, и повлиять на него непросто. Но, даже несмотря на это, с местными администрациями проводятся переговоры.

Абонентов будут "переманивать"

– Известно, что Барнаульский филиал "ВымпелКом" существенно сократил расходы на маркетинг и рекламу. Как в таких условиях вы планируете сохранять абонентскую базу?

– Для этого существует несколько подходов. В первую очередь стоит отметить, что услуга мобильной связи широко известна потенциальным потребителям. И компании, которые оказывают серьезное влияние на рынок, также знакомы абсолютному большинству жителей края. Поэтому продвигать наши сервисы можно не только по традиционным каналам – наружная реклама, печатные издания и радио. Это можно делать и в точках продаж, располагающихся в торговых центрах, где проходит большой поток людей. Там установлены специальные тумбы, и наши сотрудники сразу могут подключить заинтересовавшегося человека. Этот канал дистрибуции показывает высокую эффективность. Потому что проникновение sim-карт в крае уже превышает 100%. И сейчас большее внимание уделяется именно доведению услуги до каждого конкретного потребителя.

Что касается продвижения тарифов и услуг, то здесь мы имеем возможность работать со своей же собственной абонентской базой. И точечно предлагать абоненту посредством звонка или SMS-сообщения интересные для него сервисы, которые определяются путем анализа используемых им услуг. А новые массовые тарифы мы в любом случае будем продвигать традиционными способами.

– В настоящее время "МегаФон" и "МТС" ведут активную работу по расширению зоны покрытия в Алтайском крае. Их представители говорят, что, приходя в новый район, они автоматически "забирают" часть абонентов у существующего там оператора. Как правило, это "Билайн". Таким образом, у вас постепенно теряется одно из основных преимуществ – самая большая зона покрытия. Ощущаете ли вы обострение конкуренции?

– Когда на рынке появляется новый игрок, интерес к нему со стороны потребителей вполне закономерен: всегда хочется попробовать что-нибудь новое. Для нас этот процесс, естественно, не очень приятен. Но в целом мы занимаем достаточно сильные лидирующие позиции в регионе и практически их не сдаем. А конкурентная борьба в любом случае идет на пользу потребителям. Таковы правила: мы должны сохранить абонентов в своей сети, а кто-то должен их "переманивать".

– Информационные интернет-сайты сообщают, что в ближайшее время вероятен рост цен на услуги связи до 30–40%. Насколько обоснованны эти прогнозы?

– Я расцениваю данную информацию как слухи. Даже если она исходит от аналитиков. Один из последних их прогнозов был такой – все операторы "большой тройки" перейдут на долларовые тарифы, потому что доллар растет, рубль падает, а долги сотовых компаний номинированы в американской валюте. Но этого, как видим, не случилось. Более того, на рынок постоянно выводятся новые привлекательные предложения. Это постоянный процесс. Появляются скидки на ночной Интернет. А к лету, к примеру, выводятся интересные цены на роуминг. Ситуация стабильная, и предпосылок для того, чтобы резко поднимать цены, нет.

– Один из самых популярных вопросов в период кризиса: из чего складываются тарифы на сотовую связь?

– На них влияет множество разных параметров. Один из основных – затраты на оборудование. Коммутаторы и базовые станции стоят очень дорого, а амортизируются очень быстро из-за того, что морально устаревают за три года. Долгое время "ВымпелКом" инвестировал в развитие сети больше, чем получал доходов. Сейчас мы уже выходим на генерацию чистого денежного потока, который можем направлять на погашение займов. Прочие затраты, влияющие на тарифы, – это электричество, аренда, выплаты дилерам за новые подключения, техническое обслуживание оборудования.

3G, ADSL и оптика

– Разговоры о запуске сетей третьего поколения в крае ведутся уже не один год. Некоторые эксперты выражают мнение, что технология может устареть и через пару лет эти сети нужно будет уже обновлять. Данные опасения оправданны?

– Действительно, уже сейчас разрабатываются сети 4G и 5G. Но до технической реализации "в железе" этим технологиям еще далеко. Сети 3G позволяют передавать данные со скоростью до 2 Мбит/с. Это достаточно большая скорость для удовлетворения потребностей обычного пользователя – работы с почтой, просмотра видео, видеозвонков и так далее. Следующий виток развития стандартов только увеличивает полосу пропуска. Формат 3G уже сейчас более-менее понятен. И идет активное строительство подобных сетей. Когда появятся новые технологии, мы будем внедрять их в наших сетях, как это было сделано в свое время на сети 2G. Мы ее модернизировали до уровня 2,5G, введя EDGE – технологию, ускоряющую передачу данных.

– Полгода назад "ВымпелКом" приобрел компанию "Алтай­гриф". Какая работа с оператором велась в течение этого периода?

– В настоящее время глобальной интеграции "Алтай­грифа" в "ВымпелКом" еще не произошло. Она началась недавно, и, скорее всего, мы завершим ее к концу лета. К этому времени в объединенном филиале будет создана единая структура управления. Что касается развития дополнительных сервисов, то я пока не готов обозначить какие-то сроки. Мы планируем развивать широкополосный доступ в Интернет на основе технологий ADSL и "оптика в здание". Эти услуги будут ориентированы как на бизнес-сегмент, так и на массового пользователя. Мы будем добиваться присутствия во всех зданиях Барнаула, а затем и Алтайского края.

– Андрей Владимирович, вы работали в должности директора Барнаульского филиала "ВымпелКом" около четырех лет. Назовите свою самую большую удачу и то, что, по-вашему, не удалось за этот период сделать?

– Сложный вопрос. Из основных достижений могу отметить то, что у нас получилось сохранить долю рынка, которую мы завоевали в течение еще тех лет, когда я был коммерческим директором филиала. Она превышает 60%, несмотря на то что нас непрестанно атакуют конкурирующие операторы. Проектов, которые не удались, назвать не могу. Грандиозных провалов не было. Жаль только, что не получилось запустить 3G раньше, чем в Новосибирске. Очень хотелось оказаться первыми, но возникли некоторые задержки с вводом коммутатора. И нас опередили.

О чем еще рассказал собеседник

О первом проводном проекте

– В октябре прошлого года мы телефонизировали и проложили сеть доступа в Интернет по проводной технологии в торговый центр "Москва". Это первый опыт работы Барнаульского филиала по предоставлению конвергентных услуг связи. До объекта был проложен оптический кабель, сейчас идет согласование подобных решений с другими торговыми центрами. Но процессы эти непростые и долгие. Вообще, мы хотели бы присутствовать во всех торговых центрах, которые есть на территории Барнаула.

О плюсах кризиса

– Возможно, кризис окажет благотворное влияние на текучку кадров в торговых точках дилеров. Эта проблема стоит очень остро. Процесс обучения новых сотрудников идет фактически непрерывно, потому что продавцы меняются чуть ли не каждый месяц. Люди уходят из-за того, что данная работа не очень престижная. И если у них появляются возможности карьерного роста в другом месте, то они, не раздумывая, его выбирают. Но сейчас дилеры начинают понимать, что качественные специалисты – это залог успеха. Потому что уже нельзя полагаться на то, что "если не купит этот клиент, то купит другой". Такой вариант ведения продаж ушел в прошлое, и приходится все больше внимания обращать на то, кто у тебя работает.

Об успехах филиала

– В настоящее время Барнаульский филиал – один из лидеров не только в Сибири, но и в целом по стране. Это выражается в любых показателях – количестве абонентов, выручке, которую получает филиал, трафике, генерируемом абонентами. Понятно, что у нас были определенные преференции в регионе, потому что мы вышли на рынок первыми. Но в хороших показателях сегодняшнего дня есть заслуга и тех людей, которые у нас работают. Они всегда оправдывают доверие абонентов.

Справка

Андрей Владимирович Семенов родился 18 апреля 1977 года в городе Свободный Амурской области. В 1988 году переехал в Бийск, где окончил Бийский технологический институт (отделение АлтГТУ им. Ползунова) по специальности "Информационно-измерительная техника и технологии".
В мае 2002 года начал работу в Барнауль­ском филиале "Вымпелком-Регион" с должности менеджера офиса продаж. В 2005 году получил корпоративную награду "Ты – лидер" за высокие достижения в работе. В феврале 2006 года был назначен директором Барнаульского филиала.

Андрей Семенов говорит, что хобби как такового у него нет. Зимой он иногда катается на горных лыжах, летом любит отдыхать в горах. "В прошлом году я начал осваивать сноуборд. Но мне не удалось в полной мере ощутить все его прелести, потому что я редко бываю на горных склонах, – говорит он. – Надеюсь, следующей зимой у меня все-таки получится его освоить". Андрей Семенов женат, воспитывает дочь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость