По данным Росстрахнадзора, количество жалоб на страховые компании растет с каждым полугодием. Все больше автомобилистов недовольны действиями страховых компаний и размерами полученных ими страховых выплат.
Сущее издевательство
Ольга Корчан,
руководитель Сибирского агентства страховых споров:
Изначально Закон "Об ОСАГО" принят для автомобилистов, ведь получить страховку проще, чем вытрясти деньги из виновника аварии. Но на сегодняшний день большой проблемой ОСАГО стали маленькие выплаты и задержка сроков выплат. Самостоятельные попытки добиться справедливости от страховой компании превращаются в сущее издевательство над автовладельцами, которые вынуждены выслушивать самые нелепые отговорки страховщиков, пытающихся затянуть со страховой выплатой или попросту отказать в ней.
Мотивы задержек и отказов в страховом возмещении или приеме документов бывают самыми разными, однако практика показывает, что многие из этих отказов являются неправомерными, а задержки сроков выплат – незаконными.
– В нашей практике был случай, когда суд взыскал неустойку за устный отказ в приеме документов. Еще один из примеров: страховая компания, приняв заявление на выплату, через 30 дней прислала отказ, указав, что не имеет правовых оснований для ее осуществления, – продолжает Ольга Корчан. – В суде мы доказали, что содержание данного письма не позволяет признать его мотивированным отказом.
Суд взыскал со страховщика неустойку за 172 дня в сумме около 10 000 рублей, а также страховую выплату 120 000 рублей и все понесенные по делу издержки. Но как говорят сами клиенты, эти суммы не способны компенсировать месяцы волокиты.
За несколько лет работы мы столкнулись с проблемой недоплат практически в каждой страховой компании, работающей на рынке нашего края. О размерах занижения выплат лучше слов могут сказать цифры.
В качестве примеров Ольга Корчан приводит решения судов из практики Сибирского агентства страховых споров за 2011 год, где видно, сколько выплатила страховая компания и сколько дополнительно было взыскано в пользу автомобилиста через суд (см. таблицу "До и после суда").
При этом, по словам эксперта, со страховой компании взыскивается не только сумма страхового возмещения, но и все судебные издержки, включая расходы на юриста и проценты за просрочку осуществления страховой выплаты. Самый болезненный вопрос для автомобилистов – время ожидания.
Покрывают убытки?
Виктор Клепиков, председатель Федерации автовладельцев России, говорит, что страховые компании пользуются юридической неграмотностью автовладельцев: кто-то махнет рукой и сам, за свои деньги отремонтирует свой автомобиль.
Барнаулец Денис Пахин, проработавший пять лет страховщиком в одной из крупных страховых компаний, считает, что в последние пять-шесть лет региональные страховые компании стали заложниками централизации, с помощью которой страховые организации пытаются покрыть свои убытки:
– В крупных страховых компаниях сегодня все сделано так, что без разрешения московского руководства нельзя сказать лишнего слова. Специалист выходит на место, делает снимки и отправляет документы в Москву. Там сидят свои специалисты, которые занимаются оценкой ущерба по фотографии. И уже из столицы высылается сумма выплаты, с которой спорить бесполезно. Ошибки случаются по разным причинам. Например, стоимость запчастей у них считается ниже, чем у нас. Но они все равно считают по-своему, и доказать обратное крайне сложно. Лет пять назад все было намного лучше, выплачивалась сумма ущерба более реальная.
Нас футболят
Вот еще две истории о методах работы местных страховых компаний.
Семья Симоновых из Барнаула не может получить страховую выплату уже несколько месяцев. В их случае оба страховщика, и виновника аварии, и их собственная компания, отказывались принимать заявление.
Яна Симонова:
Все это время нас футболят. ДТП случилось 8 сентября, ущерб составил 120 тысяч с копейками. Когда мы пришли в свою страховую компанию РСТК, нам сказали, что мы должны обращаться в компанию виновника "УралСиб". В компании виновника у нас также отказались принимать документы. Дело дошло до суда, где страховая компания виновника потребовала назначения повторной экспертизы.
Юрий и Светлана Ивановы:
Летом прошлого года мы на автомобиле "Тойота Королла" возвращались из Горного Алтая. Произошло лобовое столкновение, "Ниссан Рнесса" вылетел на встречную полосу. Ущерб был причинен значительный, виновник аварии – гражданин другого государства. Вся надежда оставалась на получение страховки. Мы ездили в страховую компанию МСК несколько раз, и каждый раз нам по тем или иным причинам отказывали в приеме документов. В сентябре 2011-го с помощью юриста мы обратились в суд. В суде страховая компания продолжала обвинять нас в том, что мы сами виноваты, а документы они не принимали, так как мы им их не сдавали. В итоге после обращения в суд нам выплатили 120 000 рублей ущерба, а также суд обязал МСК выплатить нам 3 528 рублей за то, что они незаконно отказывали в приеме заявления.
Нужна единая методика
Дмитрий Поздняков,
начальник контрольно-аналитического управления Российского союза автостраховщиков:
Проблема расхождения сумм выплат по ОСАГО остается достаточно острой, при том что качество урегулирования убытков является существенным фактором, влияющим на оценку страхователем качества страховых услуг. Доля жалоб, связанных с несогласием потерпевших с размером суммы страхового возмещения, составляет чуть более 8% от общего количества жалоб, поступающих на страховые организации. В настоящее время РСА предпринимает существенные усилия по согласованию единой методики проведения независимой технической экспертизы. Стандарты проведения экспертизы снизят риски необъективной оценки размера ущерба и позволят систематизировать работу в этом сегменте.
РСА реагирует на все жалобы, поступающие в наш адрес, направляя запросы по выплатным делам. В случае необоснованного снижения суммы страхового возмещения к страховым организациям применяются меры дисциплинарной ответственности, а при критическом количестве жалоб страховая организация рискует попасть в стоп-лист (приостановление отгрузки бланков полисов ОСАГО). Кроме того, законодательством предусмотрены и экономические "стимулы" для страховой организации: после признания факта занижения выплаты страховщик доплачивает потерпевшему недостающую сумму, при этом на указанную сумму распространяется неустойка, определенная законом.
Что делать?
Советует Ольга Корчан, руководитель Сибирского агентства страховых споров.
– При обращении в страховую компанию сохраните копии всех документов.
– Срок осуществления выплаты нужно исчислять с момента сдачи документов, а не с даты осмотра автомобиля страховщиком или с даты получения им отчета.
– Срок рассмотрения вашего заявления – 30 дней. Если деньги не поступили, не стоит больше ждать, нужно обращаться к юристам.
– Если вас отправляют из компании в компанию, не тратьте времени, можете обратиться за разъяснением в Российский союз автостраховщиков (телефон горячей линии 8 800 200 2275) или с жалобой в
региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, при этом параллельно идите защищать свои права в суд.
Цифры
11055 жалоб и обращений граждан поступило в 2011году в исполнительный аппарат и представительства Российского союза автостраховщиков.
Из них:
- 1 079 – несогласие с действиями своей страховой компании (ПВУ – не было прямого возмещения ущерба);
- 6 197 – несоблюдение установленных сроков (нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления);
- 908 – несогласие с размером выплат;
- 694 – несогласие с отказом в выплате;
- 1 556 – в копии (уведомлений о поданных жалобах в Росстрахнадзор);
- 622 – иное.
До и после суда
Название компании |
Выплачено при обращении в страховую |
Дополнительно взыскано по решению суда |
Процент занижения реального ущерба |
МСК |
26 919,84 |
+ 50 984,16 |
65% |
Росгосстрах |
31 117,64 |
+ 51 994.41 |
63% |
Рессо-Гарантия |
29 379,41 |
+ 50 517,29 |
63% |
УралСиб |
61 694 |
+ 58 306 |
49% |
Русские страховые традиции |
35 136 |
+ 51 583,88 |
44% |
Югория |
отказ |
120 000 |
|
СОГАЗ |
47 636 |
+ 46 266 |
49% |
Росэнерго |
32 835 |
+ 81 314 |
71% |
Ингосстрах |
4 360 |
+ 12 086,52 |
73% |
ВСК |
29 352 |
+ 40 123 |
58% |
Россия |
отказ |
19 236 |
|
Д2 страхование |
25 986 |
+ 13 416 |
34% |
Цюрих |
отказано |
16 672 |
100% |
Энергогарант |
11 383 |
+ 73 762 |
87% |
Информация предоставлена Сибирским агентством страховых споров.
Самое важное - в нашем Telegram-канале