Потребитель

Барнаульским салонам для новобрачных не хватает невест

Барнаульцы стали меньше жениться, утверждают владельцы свадебных салонов. Статистика их мнение не подтверждает: число браков в столице края в этом году сохранилось почти на уровне прошлого года. Однако и предположения игроков "свадебного" рынка тоже небезосновательны: они отмечают как минимум 20%-ное снижение доходов по сравнению с 2008 годом. И без того высококонкурентный рынок с наступлением кризиса столкнулся с дефицитом, во-первых, невест, во-вторых, количеством у них денег.

Подавляющее число свадебных салонов Барнаула ориентировано на эконом-класс. Более дорогие платья представлены в салонах "Афродита", Style и To be bride ("Быть невестой").
Подавляющее число свадебных салонов Барнаула ориентировано на эконом-класс. Более дорогие платья представлены в салонах "Афродита", Style и To be bride ("Быть невестой").
Анна Зайкова

Пресыщение

Руководители крупных барнаульских свадебных салонов утверждают, что сегодня рынок перенасыщен. "Объем предлагаемых салонами платьев сегодня превышает число невест", — утверждает Наталья Харченко, владелица салонов "Венец". С коллегой согласен Александр Колбин, заместитель директора сети салонов "Фея". "По моим данным, сейчас в Барнауле функционирует 45 активно работающих точек по продаже свадебных платьев, включая предложения на дому, — говорит он. — А есть еще те, кто работают от случая к случаю".

Наталья Харченко открыла свой первый салон в июне 1998 года, за два месяца до начала того кризиса. Она говорит, что в то время в городе работали четыре–пять салонов, которые вполне покрывали потребности молодоженов. Однако за последние два–три года по Барнаулу прошла волна открытия новых салонов, а у существующего еще с советских времен "Салона новобрачных" сменился владелец. Сегодня в столице края действует порядка 20 салонов, часть из которых имеет по несколько магазинов.

О насыщенности рынка можно судить, произведя несложные математические расчеты. За восемь месяцев этого года в Барнауле официально зарегистрировали отношения 4226 пар (в прошлом году — 4234). Редко какой салон предлагает менее 200 моделей платьев, в некоторых количество вариантов превышает 400. Очевидно, что предложение превышает спрос. При этом нужно учитывать, что не все молодожены устраивают торжественную церемонию. Правда, владельцы салонов подчеркивают, что их покупателями являются жители всего края и даже, как рассказал Александр Колбин, граждане Германии, те, кого называют русскими немцами.

Впрочем, новым игрокам на рынке не пришлось совсем уж "воевать" за клиента. "Мы легко вошли на рынок", — говорит Надежда Минина, владелица салона свадебной и вечерней моды Style, открывшая магазин два года назад. По ее словам, конкуренты сосуществуют вполне мирно. Ее мнение подтвердила и Наталья Харченко. Некоторые моменты недобросовестности отметил Александр Колбин. Однако речь идет, скорее, о непригляд ных моментах, чем о конкурентной войне: случается, что невестам наговаривают нехорошее о других салонах.

Отложенная нужда

Кризис практически не сказался на числе игроков свадебного рынка, однако произошло определенное перераспределение предпочтений невест. Во-первых, спрос сместился в сторону эконом-сегмента. Александр Колбин признается, что недорогих платьев стали покупать больше: те невесты, которые хотели приобрести модель за 15–18 тыс. рублей, сегодня ориентируются на 5–6 тыс. Это, по общему признанию участников рынка, связано как со снижением доходов населения, так и с тем, что теперь банки менее охотно выдают кредиты, в том числе на неотложные нужды (то есть на проведение свадьбы). Рассрочку вынуждены предоставлять сами салоны.

Кроме того, магазины для новобрачных постоянно предоставляют скидки. "Доходит до смешного. Случается, что платье завесится, и мы продаем его за полцены от покупной стоимости — по 2 тыс. рублей. И сейчас такие платья берут", — рассказывает Наталья Харченко. В салоне Style продаются в основном более дорогие платья, но и здесь дают скидки, иногда в несколько тысяч рублей.

Традиционно около 20% выручки салонам приносит продажа сопутствующих аксессуаров: фаты, перчаток, сумочек и т. д. Однако сейчас, как утверждает Александр Колбин, в работе и с этим сегментом произошли изменения. "Обычно чем шире ассортимент в салоне, тем лучше. Но сейчас кто-то набирает денег на платье, а фату уже не берет", — говорит он.

Отмечается также тенденция ухода невест из салонов к мастерам-швеям. "Шить стали больше, — утверждает Надежда Минина. — Раньше люди приходили, смотрели, примерно половина из них возвращалась. Сейчас гораздо меньше. Некоторые возвращаются с мастерами. Причем могут по нескольку раз приходить, рассчитывая, видимо, что мы не помним всех посетителей. Но это все заметно. Хотя добросовестным посетителям — тем, которые признаются, что будут шить платье, и ищут варианты, — мы идем навстречу, разрешаем полистать наши каталоги".

И наконец, владельцы салонов утверждают: чтобы там ни говорила статистика, невест стало меньше. "В августе прошлого года мы продали платьев больше примерно на 30%, чем в этом году. Я знаю, что многие переносят свадьбы — кто-то на полгода, кто-то на год, чтобы определиться с экономической ситуацией", — говорит Александр Колбин. Впрочем, он же отмечает, что снизилось число невест, готовых покупать свадебные платья: "Если людям хватает средств только на то, чтобы купить вечернее платье и накрыть дома стол, то к нам они не придут". Это мнение поддерживают и другие его коллеги.

Именно смещение спроса в сторону вечерних платьев (это и влияние кризиса, и следование европейской моде) помогло Наталье Харченко не только легче справляться с кризисом, но и избежать такого характерного для свадебного рынка фактора, как сезонность. "Раньше мы полгода работали, другие полгода — только аренду платили. Года два назад мы занялись продажей еще и вечерних платьев. Теперь они нас спасают: ведь женщины покупают их не только на свадьбы, но и для любых торжественных случаев, нашими клиентками стали выпускницы". Кроме того, по ее наблюдениям, невесты постарше стали выбирать платья с прицелом на то, что их можно будет носить и в будущем.

К слову сказать, вопрос аренды остается важным фактором, определяющим уровень доходов ряда барнаульских салонов. Однако, как выяснилось, сегодня арендодатели уже идут навстречу предпринимателям. "Сейчас очень много предложений по аренде, и если магазин не пойдет навстречу арендатору, то тот просто уйдет в другое место", — говорит Александр Колбин. И он же дал характеристику, резюмирующую состояние рынка в данный момент: "Рынок идет стабильно плавно вниз".

Любопытные приметы "свадебного" рынка

1. Регулярность посещения салонов невестами крайне неравномерна: магазин может в течение целой недели не продать ни одного платья, а затем за день обслужить до десяти невест.

2. Совсем небольшой процент невест края и Барнаула приобретает платья за пределами региона. А если такое и происходит, то будущие жены обращаются в основном в салоны Новосибирска.

3. Одним из необходимых условий размещения свадебного салона является чистота помещения: белые платья быстро сереют. Именно поэтому они хранятся в чехлах, а на манекенах надеты всего на несколько дней.

4. Некоторые салоны сотрудничают с агентствами по организации праздников, салонами красоты, мастерами-парикмахерами, операторами и фотографами. Правда, вся система взаимодействия сводится в основном к обмену визитными карточками, которые предлагаются посетителям.

Капризные покупательницы

Александр Колбин,
заместитель директора сети салонов "Фея":

У нас вообще сложные невесты. Очень разные. Есть круг посетительниц, которых можно отнести к категории "невеста без комплексов". Они соглашаются со всем, что им предлагают. Есть те, которые рассматривают каждую бисеринку и, если обнаруживают где-то расхождение на миллиметр, уходят, посчитав, что им предлагают что-то не то. Есть так называемые "памятники". Такие приходят, стоят, не шевелясь, не реагируют на слова продавца и уходят. А потом могут через полгода вернуться и сказать: "Я у вас смотрела платье, оно висело там-то, столько-то стоило, дайте его". Случается, что невеста приходит в плохом настроении. В ходе общения выясняется: она уже весь день проходила и устала, ее утомил сам процесс поиска. И, конечно, много невест, с которыми можно пообщаться и пошутить. С такими работать легко и приятно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость