Потребитель

Семья барнаульцев считает, что ее "облапошили" в известном банке

Для обиженного клиента у коммерческой организации всегда есть непрошибаемый аргумент: вы же сами поставили подпись под бумагами. Какие обиды? Это как раз тот случай, о котором рассказали супруги Роман и Юлия из Барнаула. Они обратились в банк за кредитом, но чувствуют себя облапошенными. «Мы не считаем, что нам навязали страховку. Нас просто обвели вокруг пальца», — возмущается Роман. Как вы поняли, эта история о страховке.

Кредит. Документы. Платеж.
Кредит. Документы. Платеж.
СС0

Ничто не предвещало

Многодетная семья Романа и Юлии из Барнаула кредитов не боится — она всегда их вовремя возвращает. И когда в феврале Юлии пришла смска из «Почта Банка»: «Вам одобрен кредит на особых условиях», решили его оформить — как раз нужны были деньги.

Сумма — 393 тыс. рублей. Готовность выдать именно столько в банке подтвердили. Так что кредит Юлия оформила, после чего получила еще одну смску: «На ваш сберегательный счет перечислено 393 тыс. рублей». Словом, начало было из серии "ничто не предвещало". Спустя всего три месяца выяснилось: возвращать банку придется намного больше.

Испытала шок

«После всех смс и трех месяцев исправных платежей я испытала шок», — рассказывает Юлия. Как рассказал Роман, расплатиться они решили досрочно и попросили банк рассчитать сумму. К погашению им предъявили более 510 тыс. рублей.

Дополнительные 120 тыс. (сумма округленная) — это страховка. То есть банк от имени Юлии перечислил эти деньги в страховую компанию по договору страхования, который она же и заключила в момент оформления кредита. Правда, о том, что договор заключен, она, по ее словам, и не подозревала. Как такое могло получиться?

Телефон. Работа.
СС0

Разбор полета

Картина вырисовывалась такая. Семья пользовалась одной суммой (393 тыс. рублей). А вернуть должна еще и 120 тыс. рублей. Провели разбор полета, подняли бумаги. И вот каким пришли выводам.

Юлия,
заемщик банка:

Работник банка во время оформления кредитного договора сделал пометки маркером на всех нужных цифрах. Создавалось впечатление, что все важное мы обсудили. А вот на других бланках и цифрах таких пометок нет.

Супруги предоставили altapress.ru документы, которые Юлия подписала в банке. Ее слова — чистая правда: там где указана ставка, платеж, комиссии, неустойки, пометки маркером есть. Где речь идет о страховке, нет ни одной.

Юлия,
заемщик банка:

На бланке страхового полиса работник банка вообще не задержался.

Деньги и страховой полис.
Moscow-Live.ru/Flickr, CC BY-NC-SA

Подписали лично

Подпись на последней странице страхового полиса Юлия действительно поставила. Тут и вступают в силу железные аргументы кредитора: «Бачили очи, що куповали? Теперь ишьте». А то, что на последней страничке в пачке документов мелким шрифтом написано что-то, что вы не углядели, — это ваши проблемы. 

В банке супругам объяснили: расторгнуть договор можно в любое время, но... При досрочном отказе от договора страхования уплаченная премия возврату не подлежит — здесь автор ответа сослалась на статью 958 Гражданского кодекса. Иначе говоря, 120 тыс. возвращать придется застрахованным клиентам, страховая компания ничего не отдаст.

Из ответа руководителя клиентской службы «Почта Банка» А. Волковой:

Все существенные условия договора отражены в полисе, подписанном вами лично (в том числе сумма страховой премии, подлежащей уплате страхователем). Условием для получения кредита заключение договора не является. Таким образом, оснований полагать, что договор страхования был вам навязан, т. е. заключен против вашей воли, нет.

Кредит. Бумаги.
СС0

Клиент не всегда прав

Но барнаульцы и не говорят, что страховку им не навязали. По их ощущениям, договор страхования Юлии просто подсунули, отвлекая внимание. А потом, спустя много времени, поставили перед фактом: платите.

Да, 14-дневный срок отказа от страховки, в течение которого клиенты банка могут от нее отказаться (см. комментарий ниже), они пропустили. Да, они не прочитали все документы, не подозревая подвоха от организации, с которой сотрудничали и раньше.

И да, они понимают: кто прав юридически, нужно теперь выяснять в суде. 

Роман,
житель Барнаула:

Мы бы просто хотели предупредить других заемщиков, что их ждет при оформлении кредита в этом банке.

В этой истории, пожалуй, печально то, что держать ухо востро надо в любом коммерческом учреждении. Даже если оно заявит, что клиент всегда прав.

Роман предлагает всем, кто попал в такую же ситуацию с "Почта Банком", сообщить об этом в редакцию. Пишите на адрес skalon@altapress.ru.

Комментарий юриста

Ирина Савельева,
гендиректор "Сибирского центра права "Савира":

Юрист Ирина Савельева.
Юрист Ирина Савельева.
Altapress.ru.
Страхование является добровольным. Но зачастую банковские работники умалчивают о наличии страховки. Заемщик чаще всего узнает о том, что его жизнь застрахована, только спустя некоторое время, так как при заключении кредитного договора на его ознакомление банки, как правило, дают мало времени.

Поэтому граждане должны знать следующие правила при оформлении кредитного договора.

Перед тем, как подписать документы в банке, нужно не просто обсудить условия договора с сотрудником банка, а внимательно его прочитать. Если же какие либо нюансы вам не понятны, то лучше всего показать договор юристу.

Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда заемщик при оформлении кредита отказывается от страховки, а банк в свою очередь выдает кредит с повышенной процентной ставкой. Об этом заемщик тоже должен знать.

Если вы подписали все документы и узнали о страховке после истечения 14 дней, вы уже не можете отказаться от навязанной страховки. Лучше закрыть данный кредит досрочно, взять справку о закрытии кредита и направить заявление со своими реквизитами в страховую компании о частичном возврате страховки.

Если страховая компания отказывается в досудебной форме возвратить денежные средства, следует обратиться в суд.

Четыре правила страхования при получении кредитов

(подготовлены на основе ответа отделения Барнаул Сибирского ГУ ЦБ на вопрос altapress.ru о том, как отказаться от страховки)

1. Правило 14 дней

С 1 января 2018 года «период охлаждения» (то есть срок, в течение которого гражданин отказаться от страховки и вернуть себе деньги) составляет 14 дней. Воспользоваться периодом охлаждения вы можете, если заключили договор непосредственно со страховой организацией.

2. Правило выбора

Вы имеете полное право самостоятельно оформить полис, обратившись в страховую компанию, при этом она должна соответствовать всем требованиям банка. Выбирая страховщика, обратите внимание на наличие у него лицензии, хорошей репутации, среднерыночных тарифов и понятных условий договора.

3. Правило коллективной страховки

Банки практикуют подключение клиентов к программе коллективного страхования. В этом случае сам банк заключает договор со страховщиком. Вернуть такую страховку гораздо сложнее. Банк России планирует распространить «период охлаждения» на коллективные договоры страхования.

4. Правило внимательности

В ряде случаев кредит не выдают без оформления страховки — например, при ипотеке. К тому же банк вправе дополнительно предложить клиенту страхование жизни, от несчастных случаев или болезней и др.

Будьте внимательны: в  договоре может быть пункт, по которому отказ от дополнительной страховки вызовет рост ставки по кредиту. В этом случае, прежде чем воспользоваться «периодом охлаждения», посчитайте, насколько вырастет ежемесячный платеж и выгодно ли вам это.

Со своей стороны altapress.ru также направил запрос в "Почта Банк", ответ еще не получен.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость