Потребитель

Доллар не расплавил: в Алтайском крае вырос спрос на мороженое

В кризис выяснилось, что российские покупатели готовы отказаться от многого, но не от мороженого. Его продажи в стране в последние два года выросли, притом что и цены росли на 15−20% в год. Продавцы и производители в Алтайском крае также отмечают рост потребления. Что изменилось, так это предпочтения покупателей и каналы сбыта у производителей. Из-за политики в отношении нестационарной торговли сегодня купить мороженое в киоске стало в несколько раз сложнее, чем пять лет назад. Зато ассортимент в других точках вырос.

Мороженое. Жара.
Мороженое. Жара.
Открытые источники.

Главный «Холод»

Импортозамещение оказалось неактуальным для мороженщиков: почти всю их продукцию и так давно производят на территории страны. Отечественного молока хватает не на всех (дефицит около 20%), однако даже у представителей иностранных корпораций фабрики работают в России. «В последние годы объем производства примерно одинаковый, — рассказал „СК“ Валерий Елхов, гендиректор Союза мороженщиков России. — Основу рынка составляют несколько крупных организаций. Это „Инмарко“ (входит в международный концерн Unilever и производит больше 50 тонн мороженого в год), „Русский холод“ (примерно такой же объем), Iceberry, Nestle, „Челны холод“, „Снежный городок“. Эти организации вместе производят половину всего мороженого в стране. У первой компании по фабрике в Омске и Туле, у второй — в Подмосковье и на Алтае».

По мнению Елхова, в импортном мороженом и раньше не было особой необходимости. А сегодня на фоне роста курсов доллара и евро оно стало проигрывать российскому из-за цены. В целом доля продаж такого мороженого в России — не более 2%.

В Алтайском крае заграничный холодный десерт можно найти в основном в федеральных торговых сетях — это, например, швейцарское мороженое класса премиум Movenpick. Основную часть рынка по представленности в торговых сетях в регионе занимает продукция предприятия «Алтайхолод», которое входит в холдинг «Русский холод». Как сообщили в краевом управлении пищевой и перерабатывающей промышленности, сегодня это единственный алтайский производитель мороженого.

По расчетам самой компании, в крае ее доля рынка — 60−65%. Можно предположить, что мороженое алтайского производства составляет серьезную часть в продажах крупнейшей в крае торговой сети «Мария-Ра» (в компании не ответили на запрос «СК»). Доминирует продукция «Алтайхолода» и в сети «Аникс». В последний год эта сеть даже стала производить на мощностях «Алтайхолода» собственную торговую марку (СТМ) мороженого — стаканчики ванильного и шоколадного пломбира «Вкус-Во!».

«Мы продаем около 15 тыс. стаканов только одного вида нашей СТМ в месяц. Оно пользуется хорошим спросом, — говорит Вера Каргаполова, категорийный менеджер по группе „Мороженое“ торговой сети „Аникс“. — СТМ позволяет продавать продукт максимально дешево: стаканчик „Вкус-Во!“ стоит 16 рублей, а у конкурентов аналогичные стоят 18 рублей и выше. Насколько мне известно, мы единственные среди алтайских сетей, у кого есть своя марка мороженого». Также в «Аниксе» продается товар «Инмарко», Nestle и продукция новосибирского производства «Гроспирон».

При этом небольшим региональным сетям в крае не всегда удается договориться с местным лидером. Например, барнаульская торговая сеть «Дельфин» несколько лет назад перестала работать с «Алтайхолодом» и продает мороженое «Инмарко», «Делайт» из Новосибирска и «Сибхолод» из Омска. Не работает с алтайским производителем и сеть «Ассорти», развивающая около 20 магазинов в Локтевском районе. В обоих случаях директора не уточняют, по каким причинам.

По оценкам разных представителей рынка, пересечение ассортимента мороженого в алтайских магазинах в среднем составляет около 50%. Остальные позиции разнятся и зависят от позиционирования сети и договоренностей с поставщиками.

Мороженое.
Из открытых источников в Интернете

Ушли с улиц

По информации исследовательской компании Nielsen, за прошлый год россияне купили больше «штучного» (не весового) мороженого на 9%. А за этот год показатель вырос еще на 15%. Порционное мороженое — стаканчики, эскимо, трубочки и т. п. — составляет 70% в продажах продукта в целом.

В основном росту продаж радуются в алтайских магазинах. Объем реализации через киоски в последние годы уменьшился в разы вместе с их количеством. «Объем нашего мороженого, которое продается через киоски, существенно снизился, — констатирует директор по производству завода „Алтайхолод“ Андрей Бабешко. — Это связано с политикой городских властей в отношении нестационарных объектов торговли, тенденций архитектурных изменений в городе. В настоящее время в Барнауле работают 60 киосков нашей компании». Шесть лет назад у предприятия было 120 киосков. Тогда же в Барнауле работали 43 ларька «Инмарко» — а сегодня, по данным справочника «ДубльГис», их в городе шесть.

По мнению Бабешко, на такие изменения оказало влияние и активное развитие сетевой розницы на Алтае. Поэтому покупатель не слишком проиграл от потери киосков: на прогулке нетрудно найти магазин по дороге, чтобы купить мороженое. По словам Веры Каргаполовой, в магазинах это лакомство дешевле, чем в киосках, на

15−20%, поскольку последние в большей степени ориентированы на «импульсные» покупки. «В этом году продажи мороженого у нас выросли примерно на 30% по сравнению с прошлым годом», — резюмирует она.

Рост наблюдает и директор торговой сети «Ассорти» Андрей Шкребин. «Не могу даже объяснить, с чем он связан, — комментирует он. — Мороженое — не такая большая группа, относительно тех же сигарет она в продажах не занимает и третьей части. Но она в росте».

Школьникам показали, как делают мороженое на «Русском холоде» и как сервируют столы в «Таните».
Наталия Козлова

Помидорное с базиликом

Среди последних трендов потребления мороженщики отмечают те же, что актуальны сегодня для других отраслей. На рынке себя лучше чувствует премиум и эконом-сегмент, в отличие от «средних» позиций. С одной стороны, лидерами продаж остаются наиболее дешевые марки. О перетекании аудитории в низкий ценовой сегмент рассказал, в частности, представитель «Алтайхолода». С другой — в последние годы стала более востребованной продукция высокого качества по соответствующей цене. Эксперты говорят, что потребители пару лет назад вдруг начали читать этикетки на покупках.

«Спросом стало пользоваться более качественное мороженое. И сейчас мы увеличиваем его ассортимент, — говорит директор сети „Ассорти“. — Например, мы стали продавать продукцию новосибирского производителя „Купино“. Может, он не очень известный, но делает хорошее мороженое. Стали больше продавать Nestle, „Инмарко“, а из бюджетных у нас есть новосибирский „Полярис“. Последнего продается по-прежнему больше всего, но есть тенденция роста именно „Купино“ и Nestle. „Инмарко“ когда-то был № 1 на юге Алтайского края, но сейчас заметных продаж этого бренда нет: даже Nestle продается лучше».

Качество мороженого выросло и в общепите. В отеле «Улитка», кафе «Гранмулино» и «У лакомки», в сети InVino продается продукция томской сети кафе-мороженое «33 пингвина» (позиционируют свой продукт как премиальный). А некоторые и вовсе начали делать холодный десерт сами. «Этим летом начали делать собственное мороженое. Для этого купили нужное оборудование — фризер, — рассказал Иван Олишевский, директор кофеен Sweeter. — Делаем сами, потому что хотим создавать оригинальные вкусы. Плюс так можно добиваться той консистенции, которая нужна нам. Ну и это благодатное поле для творчества: мы с­оздаем вкусы с перцем чили, с черникой и лавандой, например. Делали даже помидорное с базиликом».

10 коп. стоило ягодное мороженое или 1 кг картошки. Добавив еще копейку, можно было купить беляш/
hitrostigizni.ru

А мы пингвинчики!

В России развиваются всего две основные сети кафе-мороженое — «33 пингвина» и «Баскин Робинс». Последний ушел с алтайского рынка несколько лет назад, так как не смог конкурировать по цене. Формату сегодня мешают развиваться высокие арендные ставки, снижение проходимости торговых центров, неподъемные тарифы на электроэнергию и логистические расходы. «За последний год рост цен на наше мороженое составил около 10%. Большое влияние тут оказала система «Платон», — говорит Константин Лисов, барнаульский франчайзи сети «33 пингвина». — Также на нас сильно влияет цена электроэнергии, которая, как известно, за последние полгода выросла на 15%".

Он также рассказал, что в 2011—2012 годах точка «33 пингвина» размещалась на втором этаже в торговом центре «Европа». Тогда выручка колебалась в районе 30−50 тыс. рублей в день. Потом, по мере падения проходимости торгового центра, доход упал до 120 тыс. рублей в месяц, и содержать кафе стало невыгодно. Также раньше франчайзи подавал заявку на размещение в торговом центре «Арена». Сегодня таких планов нет.

Сейчас в Барнауле работает четыре брендовые точки «Пингвинов». Но это не значит, что их продукта больше нигде нет. В кризис компании помогает развиваться вторая модель работы — мелкооптовая торговля. «В Алтайском крае и Республике Алтай мы работаем в основном в таком формате (в Барнауле 60% мороженого реализуется так), — уточняет Лисов. — Мы предоставляем парт­нерам свое оборудование и наше мороженое оптом, которое они потом реализуют в рознице. Кроме сегмента HoReCa, есть также точки индивидуальных предпринимателей в парках и торговых центрах. Скажем, в точке в формате street ice рядом с торговым центром «Пионер» примерно 10% занимает мороженое Movenpick, остальное — наше. Взаимодействие в таком формате помогает нам экономить на аренде и зарплате сотрудников. Наша продукция также есть в Белокурихе, Алейске, Яровом, Павловске, Тальменке».

И в рознице, и в кафе продажи мороженого вырастают летом в два-три раза. Зимой мороженое на улице берут гораздо реже. По информации алтайских экспертов, в холодный сезон покупатели переключаются на весовое мороженое: закупают его килограммами домой, увеличивая продажи категории на 20−30% относительно лета.

«Грильнице» и не снилось

В 1980-е годы одно из самых популярных в Барнауле кафе-мороженое было на месте «Грильницы», которая сегодня работает напротив АлтГТУ. Оно называлось «Петушок». Кафе с таким же названием было возле кинотеатра «Россия». «Там были такие очереди, которые даже «Грильнице» не снились», — вспоминают очевидцы. Двухэтажное кафе-мороженое «Сказка» было раньше и на месте нынешнего ресторана «Ку-ку» на пр. Калинина. «Лакомка» работала на месте бутика Betty Barclay на пересечении пр. Ленина и ул. Молодежной. Остальные точки располагались в самих кинотеатрах. В таких заведениях подавали сливочный и шоколадный пломбир в креманках с разными добавками и соусами.

Рынок мороженого.

Советский суперпломбир — это миф

Валерий Елхов,
гендиректор Союза мороженщиков России:

Слава советского пломбира основана в целом на мифе. Прежде всего он не такой уж и советский. Его технологию вместе с оборудованием привез советский министр пищевой промышленности Анастас Микоян в 1936 году из Америки. А во-вторых, сегодня требования к производству такого продукта намного выше, чем в СССР. ГОСТ 1941 года содержал всего четыре страницы. Нынешний содержит 30 страниц.

Факт

Российский лидер спроса у мороженого с годами не меняется — это пломбир и другие молочные виды продукта. Самая популярная форма — стаканчик.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость