Потребитель

Елена Комлева: "Идея парка получила резонанс"

В июле представители новосибирского турбизнеса и областная администрация заявили о намерении построить в своем регионе туристско-рекреационный парк. Предполагается, что частные инвесторы будут создавать в нем объекты отдыха, а власти поспособствуютсозданию инфраструктуры и финансово помогут бизнесу. В Алтайском крае эта инициатива была воспринята однозначно — как альтернатива ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". О том, что на самом деле решили создать соседи, а также о специфике работы турбизнеса в столице Сибири рассказала Елена Комлева, председатель правления Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО).

Парковая зона

— Елена Валерьевна, зачем в Новосибирской области решили создать туристско-рекреационный парк? Каковы параметры и задачи будущего проекта?

— Предложение о его создании выдвинула областная администрация. Эта инициатива возникла не на пустом месте. Мы неоднократно говорили о том, что в Новосибирской области, к сожалению, сложилась не самая лучшая ситуация в этой сфере. У нас либо остались старые, советских времен санатории, либо были построены новые базы отдыха, но относящиеся только к разряду эконом-класса и рассчитанные на отдых в летний период. Новые большие объекты с современной инфраструктурой не открывались и до кризиса. А сейчас это вообще стало невозможным. Хотя необходимость в них есть. Так и родилась эта идея.

Под парк область выделит земельный участок. Мы как раз недавно определились с ним. Он расположен в Ордынском районе, на территории бывшей базы отдыха "Металлург". Участок находится на берегу Обского моря в сосновом бору. Место очень красивое и столь же удобное. Оно, с одной стороны, достаточно удалено от города, а значит, там иная экологическая обстановка. С другой стороны, то расстояние, которое отделяет эту зону от Новосибирска, приемлемо для доставки — в пределах 100 км.

Важно и то, что раньше там уже была база отдыха. Конечно, пользоваться расположенными строениями нельзя, они устарели по всем параметрам. Но к базе уже ведет дорога, туда подведены электричество, вода, хорошо укреплен берег. Площадь территории достаточно большая — около 20 га. Но точный размер участка, думаю, станет известен, когда появится проект планировки парка.

— По каким принципам он будет организован?

— Задумка состоит в том, чтобы создать общую инфраструктуру, а вот средства размещения и другие объекты отдыха будут принадлежать разным инвесторам. Чтобы сегодня построить отдельно стоящую базу, нужно минимум 80–100 млн. рублей. Эти затраты окупить крайне сложно. Если же распределить финансовую нагрузку на 10–15 средств размещения, сгруппированных вокруг одной инфраструктуры, то расходы выйдут совершенно иными. Можно сделать большой бассейн, лодочную станцию, укрепленный пляж. По предварительным расчетам, вложения на одного инвестора будут составлять от 1 млн. до 10 млн. рублей. Для новосибирского малого бизнеса это посильные суммы. Принцип организации парка у меня вызывает ассоциации с "Бирюзовой Катунью". Мы бы хотели, чтобы наш парк был круглогодичного действия, чтобы комплекс развлечений был рассчитан и на зиму.

— Как считают руководители ряда наших компаний, Новосибирску в этом смысле будет сложнее, чем Алтаю, потому что в вашей области нет возможности создания, скажем, горнолыжных комплексов.

— Да, горнолыжных спусков у нас не построить. Но мы можем рассчитывать на семейный отдых. Предполагается возвести средства размещения разного уровня: от эконом-класса до премиума. Задумки-то в целом серьезные — вплоть до того, чтобы создать зону крытого аквапарка. Сложно в данный момент сказать, насколько эти планы удастся воплотить в жизнь. Я считаю, что проект может состояться только в том случае, если администрация и бизнес совместно создадут четкий план, а инвесторы будут подобраны именно под заложенные этим планом объекты. При исполнении всех условий проект имеет шансы быть реализованным. Ведь одно дело — ехать на маленькую базу, а другое — попасть в своего рода микрокурортный городок.

— А в чем состоит задача парка: распределить турпотоки внутри области, оставить у себя часть туристов, которые сегодня едут на Алтай, или привлечь инорегиональных клиентов?

— Думаю, прежде всего — предложить новосибирцам новый качественный вид отдыха. Те, кто любит Алтай, все равно туда поедут. У нас хорошие места, но энергетически — совсем другие. К нам летом будут приезжать семьями, с маленькими ребятишками. К нам же почему еще не едут? Все задают один и тот же вопрос: а что мы там будем делать? Фактически мы мало что можем предложить. Мы научились строить средства размещения, но организовывать досуг — пока нет.

— Известен ли срок реализации проекта?

— Пока нет. Все находится только в стадии изучения и обсуждения. А возникнет ли интерес со стороны бизнеса? А есть ли возможность поддержки со стороны администрации? Удивительно, кстати, что эта идея получила такой резонанс на начальном этапе.

— Обсуждалась ли возможность предоставления налоговых либо иных льгот со стороны областной власти для инвесторов?

— Обсуждалась. Если проект получит поддержку со стороны инвесторов и перейдет из стадии обсуждения к этапу непосредственных вложений, то, я думаю, этот вопрос возникнет. Проект изначально был инициирован областной администрацией. Мы, по крайней мере, на поддержку рассчитываем.

Альтернатива массовости

— В этом году федеральные туроператоры активно боролись за присутствие в регионах. Правда ли, что их приход в Новосибирск существенно изменил расклад сил на рынке?

— Правда. К нам зашли крупные игроки. "Пегас" уже присутствовал у нас в прошлом году, но занимал небольшую часть рынка. В этом году он увеличил свои объемы по Анталье примерно в четыре раза. Также у нас появился "Корал-трэвел". Многие новосибирские компании в итоге отказались от операторской деятельности либо снизили ее объемы. Присутствие новосибирских операторов на рынке на популярных направлениях сократилось примерно на 30%.

— Решающую роль сыграла цена турпродукта?

— Конечно, велась политика демпинга. Когда в борьбу вступают такие крупные игроки, как "Пегас" и "Корал-трэвел", местные операторы объективно не в силах составить им конкуренцию — разные весовые категории. Но новосибирские компании, оставшиеся на рынке туроператорской деятельности, нашли иное решение. Продукт двух федеральных компаний является массовым. Наши же фирмы предложили большое количество таких туров, которыми массовый оператор в принципе не будет заниматься. И нахождение этого сегмента на рынке позволило новосибирским компаниям достаточно устойчиво пройти сезон (уже август, и предварительно об этом можно говорить). Например, наша компания сократила свои блоки по Турции, но мы активно занимаемся операторской деятельностью по Китаю.

— Повлияли ли на работу компаний изменения в законодательстве по поводу увеличения размера финансовых гарантий?

— 90% операторов Новосибирска – это малые предприятия, поэтому размер финобеспечения для них – 30 млн. рублей. Но и это не мало. Пока ситуация следующая. Сейчас на полгода все уже застрахованы, нужно только достраховаться на оставшийся период. И это, думаю, сделают все. А вот в следующем году, когда нужно будет принимать решение о страховке на 30 млн. рублей, компании, занимавшиеся каким-то узким сегментом и не участвовавшие в массовых направлениях, могут отказаться от операторской деятельности. Им придется платить 180 тыс. рублей. Для них это — существенная сумма.

— Я согласна с вами. В Барнауле одна компания, которая организовывала туры только в Монголию, уже отказалась от них.

— К сожалению, именно этот сегмент рынка и погибнет. Массовым операторам совсем не интересно 15–20 человек во­зить в Монголию, и люди фактически потеряют возможность туда ездить. Мы сразу говорили об этом — узконаправленные немногочисленные туры перестанут существовать.

— Есть ли в Новосибирске спрос на "Бирюзовую Катунь"?

— Спрос-то есть. Но цивилизованной продажи средств размещения на "Бирюзовой Катуни" нет. Что я имею в виду под цивилизованностью? У давно существующих, устоявшихся баз, как, например, "Турсиб", система продаж налажена, они уделяют этому моменту много внимания. И они активно работают с агентствами. Вокруг же "Бирюзовой Катуни" расположены совсем маленькие частные гостиницы или усадьбы. У них, на мой взгляд, такая работа не выстроена. Здесь больше рассчитывают на дикого туриста, который сегодня здесь, а завтра собрался и поехал в другое место. Возможно, на "Бирюзовой Катуни" было бы целесообразно создать единый центр бронирования либо управляющую компанию, которая бы этим занималась.

Кроме того, мало какие средства размещения "Бирюзовой Катуни" участвуют в выставках. Почему бы турзоне как единому туристско-рекреационному объекту не выставиться на нашей ярмарке? Понятно, что одна небольшая усадьба не станет выкупать себе отдельное место для экспозиции. Мы же, создавая свой туристско-рекреационной парк, планируем, что он будет восприниматься как единый объект. Да, собственники будут разными, но объект – один. И продаваться он будет исходя из этого.

О чем еще рассказала собеседница

О популярности Алтая

— Алтай очень популярен среди новосибирцев. Около 40% клиентов, предпочитающих отдых внутри страны, едут именно на Алтай. Но по-прежнему можно говорить о том, что на Алтае много неорганизованного отдыха. Кроме того, длительность пребывания туристов там небольшая — четыре–пять дней. В Белокуриху также едут. Но сейчас это довольно дорогое удовольствие. Сначала цены были повышены на 20–30%, а потом процентов на 10 снижены. В то время как курорты Болгарии, Турции снизили цены не на 5–10%, а на 30%. О том, что происходит в Сочи, даже говорить сложно: черноморские курорты по цене совсем неконкурентны.

Об изменении туристического потока

— В этом году произошло его перераспределение. Также изменился сам турпродукт. Скажем, в этом году нет прямых рейсов в Испанию, Италию, Черногорию. Но туристы активно ехали в более доступные Болгарию и Турцию. Сегодня из Новосибирска в Турцию еженедельно летает восемь рейсов.

О полетах через Новосибирск

— Сегодня из Барнаула рейсы выполняются только в Турцию. Поэтому жители Алтайского края все равно отправляются из Новосибирска — в Болгарию, в ту же Турцию, но в ее северную часть, где совсем иной отдых, чем в Анталье. Большой поток туристов продолжает летать в Китай — рейсы до пяти раз в неделю. Зимой добавятся Объединенные Арабские Эмираты. Поэтому когда жители вашего региона хотят разнообразить свой отдых, то им прямая дорога в Новосибирск.

Что мы знаем о Елене Комлевой

Елена Валерьевна Комлева родилась в Новосибирске в 1975 году. В 1997 году окончила Сибирскую академию государственной службы по специальности "Правоведение". Три года работала в компании "Полярная звезда – Новосибирск". С 2000 года является руководителем и одним из учредителей компании "Глобус-тур". В 2007 году была избрана председателем правления Новосибирской ассоциации туристских организаций.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость