В преддверии мероприятия altapress.ru поинтересовался у бизнесменов, начинавших свое дело в 1990-х, "нулевых" и 2010-х, какими были особенности их вхождения на рынок.
1990-е годы: "И свобода, и бандиты"
Евгений Востриков,
руководитель компании "Домстрой-Барнаул":
"Во все времена: и в 1990-е, и сейчас – есть и плохое, и хорошее. В те времена был период накопления капитала, свобода, но были бандиты — и предприниматель терял заработанное. Сейчас финансовые потери происходят от правовых коллизий. Или, посмотрите, что творится с банками. Они "лопаются", а ведь на их счетах лежат деньги бизнеса.
Повзрослев, ты начинаешь по-другому относится ко многим вещам. То, что в молодости казалось не существенным, теперь видится иначе. Но во все времена предпринимателя отличало отношение к своему делу. Только со стороны кажется, что бизнес – это легко и приятно. Но если ты берешь на себя ответственность за дело, за людей, которые в тебя поверили, все становится сложнее. Я не сравниваю и не ищу отличий в бизнесе тогда и сейчас: за лежащими на поверхности событиями стоят более глубокие истории."
2000-е годы: "Время возможностей"
Дмитрий Колотилин,
директор компании "Диксис":
"Я начинал бизнес в 2002-2003 годах. Мне кажется, что "нулевые" - это время возможностей. Тогда зайти на рынок было проще, чем сейчас. Сервис был хуже, понимания, как вести дело, меньше. С 1990-х прошло совсем немного времени, люди еще многого не умели. Было достаточно предложить что-то чуть лучше, чем все остальные на рынке, чтобы быть успешным.
Я решил продавать телефоны после того, как мой брат, который жил в Москве, рассказал мне, за какую цену купил там себе мобильный. Я посмотрел, сколько они стоят у нас, – цены были существенно выше. Тогда рынок сотовой связи в регионе только-только начинал формироваться. Был лишь один оператор - "Билайн". Наша сеть увеличивалась примерно в два раза каждый год с 2008 по 2010. Это было время активного роста. Обанкротились несколько федеральных сетей, появились новые возможности".
2010-е годы: "Рынок — это весь мир"
Максим Тушков,
директор по развитию сети "Грильница":
"Сложностей начинать бизнес в 2010-е не было никаких. В это время открывать свое дело даже легче, чем раньше, когда информации не хватало. Начинается все с совместного труда с единомышленниками в гараже или на кухне, с собственными накоплениями или занятыми деньгами у родственников. Наличие открытой информации — огромный плюс: YouTube, социальные сети, интернет — они в разы упрощают открытие и развитие бизнеса. Сейчас рынок — это весь мир. Сидя в деревне, можно продавать продукцию в Италии и Америке. Инструментов огромное количество. Единственное, что необходимо, - безумное желание сделать лучше других. Во всем, чем вы планируете заниматься, должна быть польза, иначе это обречено на провал.
К тому же сегодня есть бизнес-инкубаторы, всевозможные гранты, специальные программы по поддержке молодых предпринимателей, которым даже не обязательно вкладывать собственные деньги на начальном этапе.
Не знаю, как начинали бизнес в 1990-е годы. Говорят, тогда было много бандитов, которые могли прийти и забрать компанию. В наше время предприниматели по большой части защищены государством. Тогда было много нелегального бизнеса. Сейчас контроль государства сильнее, работать "вбелую" интереснее: чем "белее" компания, тем больше профессионалов приходят к тебе работать."
Самое важное - в нашем Telegram-канале