Потребитель

Фотофакты. На Алтае хотят интенсивнее омолаживать леса

Алтайские лесоводы заявляют о том, что в лесах стремительно увеличивается количество спелых и перестойных насаждений, не способных выполнять свои основные функции: средообразующие, санитарно-гигиенические и оздоровительные.

На Алтае хотят интенсивнее омолаживать леса.
На Алтае хотят интенсивнее омолаживать леса.
СОЛО "Алтайлес".

По данным специалистов, количество старых насаждений в защитных лесах края значительно превышает норму. В девяти лесничествах региона: Павловском, Панкрушихинском, Кулундинском, Каменском, Баевском, Волчихинском, Ребрихинском, Новичихинском и Лебяжинском, – почти 80% леса составляют спелые и перестойные насаждения, в то время как в норме их количество не должно превышать 17–19%.

Молодым не дают расти

Лесники с тревогой замечают, что великовозрастные лесные насаждения, чей возраст более 120 лет, не дают молодым деревьям расти, забирая влагу, свет, кислород и являясь переносчиком болезней. Такие леса приносят больше вреда, чем пользы: в процессе гниения они поглощают огромное количество кислорода, в то время как молодой лес его производит.

По словам специалистов лесной отрасли, молодые насаждения должны занимать треть площадей леса, а на данный момент их число меньше почти в 60 раз и составляет лишь десятые доли процента. Такая динамика пагубно сказывается на состоянии леса: уже через 40 лет большую часть площадей защитных алтайских лесов будут занимать перестойные деревья, начинающие гнить при жизни.

Единственным быстрым действием, способным восстановить леса после текущего запустения, может стать только рубка ухода с большей интенсивностью.

Невежды и вредители

Эти выводы прозвучали 3 июля в Павловском районе на выездном совещании, организованном Союзом организаций лесной отрасли "Алтайлес" и посвященном как раз состоянию лесов.

Эта организация не в первый раз просит разрешить рубку спелых насаждений в целях омоложения лесов. Однако такие действия сейчас неосуществимы. Законодательство РФ позволяет только 30% рубки спелых насаждений, в то время как нынешнее состояние лесов требует как минимум 50%.

Мнение населения относительно "чистки" леса часто бывает негативным, поэтому лесникам мешает не только закон, но и общественность. Специалисты просят вникнуть вглубь проблемы, посмотреть на полвека вперед, а не поддаваться эмоциям.

Михаил Ключников,
президент СОЛО "Алтайлес":

Человек, считающий, что рубка – это гибель, либо вредитель, либо невежда. Когда мы закрываем леса в спелом возрасте, мы обрекаем себя на пустыню. Деревьям наплевать, где они растут: в заказниках, в водоохранной зоне или зеленой зоне Барнаула. У дерева есть возраст. Зачем сохранять 120-летние насаждения? Через 20 лет все это упадет.

Стоит подчеркнуть, что тревога арендаторов лесных участков не связана с желанием освоить большие объемы древесины. Как правило, товарные качества таких насаждений очень низкие – ствол поражен гнилью, корневой губкой, короедами. Задача номер один – дать возможность вырасти молодым лесам, которые погибают под пологом старовозрастных насаждений.

Западный опыт

Предлагая интенсификацию лесного хозяйства, "Алтайлес" ориентируется на опыт коллег из Швеции и Германии. Модель лесного хозяйства этих стран считается эталонной и позволяет за 160 лет (время жизни лесных насаждений) дважды вырастить сосновый лес на одной площади.

Помимо сохранения и восстановления леса, плюс интенсивной модели лесного хозяйства – в экономической выгоде. Лес 60–80-летнего возраста ценится на рынке, и средства с его продажи могут значительно пополнить государственную казну. Лес, оставленный нетронутым до 140 лет, доводится до гниения. Таким образом, лесное хозяйство почти не приносит доход.

Отметим, что курс на интенсификацию лесного хозяйства, призванный найти золотую середину между экологией и экономикой, обозначен на федеральном уровне.

Показательная рубка

В доказательство своих слов лесники продемонстрировали эффективность рубок лесных насаждений, проведенных за последние 20 лет. Два лесных участка Касмалинской ленты реликтового бора, расположенные напротив, представляли совершенно разную картину. На участке, где в 2003 году была проведена рубка интенсивностью 10% , жизнеспособный подрост отсутствует. Многие деревья в этой зоне поражены грибами-паразитами. На соседнем участке рубка произведена интенсивностью 40%. На этом участке произошла своевременная смена старого леса на новый, и там активно растет молодой сосновый массив.

В ходе выездного совещания участникам не только показали состояние леса, но и познакомили с современными технологиями заготовки древесины. На глазах журналистов и лесников была проведена раскряжевка леса – распил дерева на бревна длиной 6, 4 и 3 метра. Также специалисты Павловского лесничества продемонстрировали очищение лесного участка от порубочных остатков с использованием современной техники.

Итогом совещания в Павловске стал ряд предложений, которые касаются правил заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах и других технологий, который алтайские лесоводы намерены направить в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Справка

В возрасте 40–60 лет лесные насаждения дают максимальный прирост биомассы. Такие леса считаются элитой. Именно они выделяют максимальный уровень кислорода, улавливают пыль и дают наибольшее испарение влаги, тем самым смягчая климат в зоне произрастания.

Дерево, достигшее 100 лет жизни, теряет все защитные свойства, становится подверженным болезням. Текущий прирост лесов этого возраста резко падает, а после 110 лет и вовсе становится отрицательным.

Максимальный возраст, до которого доживает сосна в Алтайском крае, – 160 лет.

Мария Криксунова

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость