Геннадий Шейда,
заместитель председателя ОПАК:
Ежегодно число обращений в Алтайском крае и в России растет, несмотря на кажущуюся стабильность и статистические данные об улучшении жизни людей. Так, по итогам 2010 года количество обращений в администрацию края по сравнению с 2009 годом выросло на 22%, на 34% возросло число обращений в Общественную палату РФ (ОПРФ), на 25% — в АКЗС. Для обращений граждан все чаще используются и электронные письма. Так, только в интернет-приемную губернатора края в 2010 году поступило около 3 тыс. писем, каждое третье письмо в ОПРФ — электронное.
Системная работа с обращениями граждан налажена в прокуратуре края. Здесь также отмечается рост обращений: с 30 тыс. в 2008 году до 40 тыс. в 2010-м. В среднем к производству принимается 93% всех обращений. Растет, но пока медленными темпами количество удовлетворенных жалоб. Удовлетворяется в среднем каждое пятое обращение (21%). По итогам работы прокуратуры края вынесены предостережения 163 должностным лицам.
Растет и количество обращений граждан в судебные инстанции, Европейский суд. Всего в краевой суд в 2010 году по почте поступило 33 236 обращений граждан. Это, на наш взгляд, свидетельствует, с одной стороны, о росте правовой культуры граждан, с другой — о слабости механизмов разрешения досудебных споров, снижении роли институтов гражданского общества.
Среди жалоб, связанных с деятельностью органов местного самоуправления, большая часть (около 50%) касается плохих жилищных условий. На втором месте (37%) идут обращения по проблемам ЖКХ. Лидерами по обращениям граждан среди муниципалитетов являются Камень-на-Оби и Белокуриха (до восьми жалоб на 1 тыс. жителей), далее идут Барнаул, Славгород, Михайловский, Ключевский и Косихинский районы.
Так, в наиболее организационно и юридически дееспособном общественном движении края — профсоюзах — количество обращений по сравнению с прошлым годом снизилось более чем на 500 обращений (было 18 296). И это несмотря на то, что 2010 год оставался очень сложным. Не так много обращений и в Общественную палату края. На наш взгляд, это может быть свидетельством кризиса структур гражданского общества.
Для повышения эффективности работы с обращениями граждан органов власти, общественных объединений ОПАК считает необходимым:
— обратиться в администрацию края с предложением о включении в повестку дня заседаний Совета администрации и коллегий управлений вопроса по работе с обращениями граждан;
— обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением об ускорении принятия закона о материальной ответственности чиновников за отписки и волокиту;
— рекомендовать структурам, имеющим право на законодательную инициативу, чаще использовать наиболее типичные жалобы для их генерации в соответствующие нормативно-правовые акты;
— добиться законодательного обеспечения общественного контроля за ходом решения вопросов по обращениям граждан посредством соответствующего дополнения в ФЗ № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан";
— открыть в крае прямую ежедневно работающую телефонную линию для работы с обращениями граждан с функциями справочно-консультативной службы;
— шире использовать электронные информационные ресурсы, СМИ, в которых органы власти являются учредителями, для правого просвещения граждан;
— вести практику личного приема граждан членами ОПАК;
— обратиться в прокуратуру края с предложением организовать проверку с целью анализа причин многочисленных повторных жалоб граждан;
— разработать и выставить на сайте ОПАК памятки "Для тех, кто решил обратиться в органы власти для защиты своих прав";
— рекомендовать Совету муниципальных образований открыть сеть консультационных пунктов и интернет-приемные при главах муниципальных образований.
Самое важное - в нашем Telegram-канале