Тонкости геральдики
Постановление администрации Барнаула, которое разрешило использование герба города юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, было подписано в июле текущего года (№ 3449 "Об утверждении порядка использования герба города Барнаула юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях"). Разрешение выдается на безвозмездной основе сроком на три года.
Как пояснил Андрей Агафонов, заместитель начальника комитета мэрии по промышленности, предпринимательству и вопросам труда, ранее этот вопрос не был строго регламентирован.
Андрей Агафонов,
заместитель начальника комитета мэрии по промышленности,
предпринимательству и вопросам труда:
И иногда предприятия размещали герб на своей продукции или в офисах по собственной инициативе. Нередко герб использовался субъектами бизнеса, участвовавшими в акциях, которые проводились по замыслу администрации города. Например, в прошлом году во всех социальных магазинах был размещен специальный логотип, составной частью которого являлся герб Барнаула.
Теперь субъекты бизнеса могут использовать герб, получив специальное разрешение мэрии. "На это может претендовать практически любое предприятие Барнаула, если его товары соответствуют принятым в российском законодательстве стандартам качества. Разрешение на размещение герба вряд ли будет выдаваться производителям подакцизных товаров и продукции, утилизация которой происходит бесконтрольно. Например, такой, как салфетки, туалетная бумага, пакеты. Согласитесь, было бы не очень правильно, если бы люди видели изображение герба города на мусоре в контейнерах или на улице, — пояснил Андрей Агафонов. — Но могут быть и исключения. В группе подакцизных товаров разрешение на размещение герба, возможно, будет выдаваться производителям элитных сортов алкогольной продукции".
По словам г-на Агафонова, разрешая коммерческим предприятиям использование герба, администрация преследовала две цели. Во-первых, позиционирование города как территории с большим производственным потенциалом. Во-вторых, повышение статуса самого предприятия. "Если администрация позволяет субъекту бизнеса использовать герб города, это означает, что он хорошо зарекомендовал себя достойным качеством производимых товаров", — говорит Андрей Агафонов.
Согласно постановлению об использовании герба, его изображение не должно искажаться поверхностью, на которую наносится (например, сгибом), а также располагаться рядом с текстом, посягающим на права человека. Разрешение на использование герба может быть аннулировано, если установлен факт выпуска предприятием продукции, не соответствующей принятым стандартам качества, или в установленный срок не исполнено предписание, выданное в ходе проверки. При этом комитет по промышленности, предпринимательству и вопросам труда может проводить проверку использования герба и запрашивать на предприятии необходимую для этого информацию.
"Алттранс" пошел дальше
Представители предприятий, объясняя желание использовать герб на своих печатях, упаковке товара и рекламно-полиграфической продукции, о коммерческой выгоде упомянули лишь вскользь.
"Наша компания расположена в Барнауле и большинство наших клиентов — барнаульцы. Используя символику города, мы хотим подчеркнуть связь компании с данной территорией и ее жителями, показать, что хотя мы и поставляем свою продукцию по всему Алтайскому краю, наибольшим приоритетом в нашей деятельности остается родной город, — сказал Сергей Бобин, директор "Барнаульской водяной компании". — По моему мнению, это нельзя назвать формой продвижения. Вода "Легенда" и так известна и пользуется доверием горожан". Также он не исключает, что предприятия, поставляющие продукцию за пределы края, используя герб, могут получить определенный коммерческий эффект. Например, в связи с имиджем края как экологически чистого региона.
Завод "Алттранс" в середине сентября согласовал возможность использования не только герба Барнаула, но и герба Алтайского края. "Для нас важно по мере своих возможностей содействовать созданию и продвижению положительного имиджа города Барнаула и Алтайского края как развивающегося и перспективного региона, — сказал Александр Карлов, гендиректор завода "Алттранс". — Используя геральдическую символику города и края на рекламно-полиграфической продукции, мы показываем, что Алтайский край и Барнаул в частности – это регион, где работают и, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, продолжают развиваться успешные и конкурентоспособные предприятия".
Однако Михаил Литвинов, директор PR-агентства "Алтай-имидж", усомнился в эффективности использования герба как символа, несущего смысловую нагрузку и способного принести ощутимую коммерческую выгоду.
Михаил Литвинов,
директор PR-агентства "Алтай-имидж":
С точки зрения PR, как коммерческого, так и социального, сначала нужно добиться узнаваемости определенного знака, а потом использовать его для продвижения чего-либо. Но герб Барнаула в настоящее время известен в лучшем случае жителям края. Кроме того, в России в отличие от западных стран покупателю важны качество и цена товара. А фирма, которая его произвела, уходит на второй план. И в этом случае потребителю безразлично, какие логотипы и символы на продукте изображены.
Самое важное - в нашем Telegram-канале