Потребитель

Как алтайские ритейлеры заменили людей нейросетями и на сколько миллиардов наторговали. Подробности

Как алтайские предприниматели справлялись с кадровым голодом, сколько миллиардов заработали и как применяли ИИ-технологии. Об этом на экспертном совете премии ИД «Алтапресс» «Менеджер года-2025» рассказала Елена Абдулаева, начальник управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края.

Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Экспертный совет премии «Менеджер года-2025» по ритейлу
Анна Зайкова

Сотни открытий

По словам Елены Абдулаевой, торговля занимает существенную долю экономики региона.

В условиях, когда на бизнес сваливается все новое и новое налоговое бремя, краевое управление, будучи исполнительным органом, не может самостоятельно создавать законы для облегчения жизни предпринимателей, но выстраивает тесное деловое взаимодействие с ритейлерами.

Статистика отрасли за первые восемь месяцев 2025 года показывает устойчивый рост: оборот розничной торговли достиг 423,1 млрд рублей, что составляет 103% от аналогичного периода прошлого года. Из них на продовольственные товары пришлось 209 млрд рублей (рост 103% в сопоставимых ценах), а на непродовольственные – 213 млрд рублей (102,7%).

При этом темпы роста товарооборота замедляются, а его структура меняется – доля непродовольственной торговли падает из-за низкого спроса на потребительское, ипотечное и автокредитование.

«Торговля в крае представлена по-разному. Например, в отдаленных муниципальных образованиях нашего региона, где население около 60-100 человек, она уникальна по-своему, – сообщает Елена Абдулаева. – Ритейл разнороден, но тем не менее мы способны его поддерживать. Конечно, бизнесменам в этом году было нелегко, но они показали рост к аналогичному периоду прошлого года».

Торговля в Сростках.
Дмитрий Лямзин.

Торговая инфраструктура края обширна: она включает 14,5 тыс. стационарных и 3,5 тыс. нестационарных объектов, а также 179 ярмарочных и сезонных площадок. С января по август в регионе открылись 35 новых объектов крупных продовольственных сетей, всего же в Алтайском крае работают 943 торговые сети и организации, которые объединяют 6,8 тыс. магазинов.

«В течение восьми месяцев 2025 года в регионе открываются новые стационарные торговые точки. Сетевая торговля продолжает развиваться. Наш край большой, и сегодня торговые объекты доступны на всех его территориях, в том числе отдаленных».

Здоровое питание и онлайн-покупки

При этом сохраняется территориальная неоднородность. В городах развиваются современные форматы – супермаркеты, гипермаркеты, магазины шаговой доступности и дискаунтеры. А в сельской местности торговля в основном представлена небольшими магазинами традиционного формата, где внедрение новых технологий и цифровых решений идет очень медленно или, по словам эксперта, не идет вообще.

Потребительское поведение в 2025 году меняется вслед за трансформациями на рынке: жители края стали более осознанно подходить к выбору товаров, уделяя особое внимание цене, качеству и удобству покупки. Все большее значение приобретают скорость обслуживания, простота взаимодействия и возможность выбора между оффлайн- и онлайн-форматами.

Торговля овощами и фруктами
Дмитрий Лямзин

В краевом управлении предпринимательства также заметили интерес к продукции здорового питания и товарам местных производителей, что стимулирует развитие локальных сетей и фирменной торговли. Количество таких объектов выросло до 1,35 тыс.

Чтобы подтолкнуть местных производителей к росту, регулятор активно помогает им выходить на полки крупных ритейлеров через формат закупочных сессий и краевых фестивалей. Дополнительным стимулом, как бы кто к нему ни относился, станет закон о «российской полке», который вступит в силу 1 марта 2026 года и обяжет торговые сети выделять часть полочного пространства на лучшей высоте для отечественных товаров.

«По нашим наблюдениям, ритейлеры выстроили внутренние бизнес-процессы так, чтобы помогать малым производителям и фермерам расширяться. Большие сети приходят в наш край и через закупочные сессии взаимодействуют непосредственно с "малышами", чтобы помочь им реализовать продукцию», – рассказывает начальник управления предпринимательства.

Технологии вместо людей

Значительное влияние на отрасль, по наблюдениям краевого ведомства, оказывают новые технологии: искусственный интеллект, анализ данных и автоматизация процессов реализации товаров и услуг. Торговые предприятия внедряют решения для прогнозирования спроса, создания персональных предложений и оптимизации логистики.

Касса самообслуживания "Ритейл Сервис".
Анна Зайкова

Многие сети развивают интернет-площадки, сервисы доставки, мобильные приложения и технологии самообслуживания, пользуются возможностями искусственного интеллекта для продвижения брендов. Параллельно наращивают долю безналичных и бесконтактных платежей. Это, как заметила Елена Абдулаева, помогает справиться с кадровым голодом:

«Внедрение современных технологий во многом направлено на снижение потребности бизнеса в кадрах. Сегодня мы видим, что проблема найма не обошла и торговлю. В барнаульском ритейле зарплаты растут быстрее, чем в других отраслях, и теперь достигли среднекраевых значений.

Но организации торговли по-прежнему испытывают дефицит персонала. Это, конечно, сказывается на эффективности работы предприятий и качестве обслуживания населения».

Розничная торговля Алтайского края, как обратила внимание Елена Абдулаева, развивается в 2025 году и продолжит это делать в 2026-м в условиях технологических преобразований. Наиболее перспективными направлениями, которые определила для себя отрасль, стали цифровизация торговых процессов, адаптация к новым моделям потребления и расширение сотрудничества с региональными производителями. Именно они, по прогнозу специалиста, будут актуальны в ближайшее время.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость