Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Потребитель
991

Как барнаульские гостиницы преодолевают кризис и сохраняют клиентов

Гостиница «Барнаул» разработала для юридических лиц программу «Лучшие бизнес-партнеры», в рамках которой постоянные клиенты корпоративного сегмента получили скидки от 5 до 20% на проживание и питание для своих сотрудников. Это один из примеров того, как операторы рынка отелей краевой столицы пытаются преодолеть негативное влияние экономического кризиса и сохранить потребителей своих услуг. В сегодняшней ситуации к таким мерам прибегают практически все гостиницы краевого центра.

Гостиница "Барнаул".
Гостиница "Барнаул".
Дмитрий Кудрявцев

Наполовину пустые

Кризис сказался на гостиничном рынке, как и на всех остальных. Отельеры начали ощущать его еще в конце прошлого года. По данным менеджера гостиницы «Барнаул» Алексея Чирова, если в начале 2008 года заполняемость гостиниц составляла 65−70%, то с декабря стало заметно ее снижение примерно до 30−35%. Причем это коснулось как объектов бизнес-, так и эконом-класса. Отметим, что в январе — мае 2009 года уровень заполняемости гостиниц по сравнению с декабрем 2008 года практически не изменился. Соответственно, улучшений на рынке пока не произошло.

Основной причиной снижения загрузки операторы средств размещения называют уменьшение деловой активности предпринимателей, которые составляют большинство их клиентов. «Представители бизнеса снизили количество командировок в Барнаул и сократили расходы на размещение», — констатирует г-н Чиров.

Некоторые участники рынка приводят умеренные показатели по уменьшению заполняемости. Как сообщила генеральный директор гостиницы «Сибирь» Светлана Евсюкова, за пять месяцев 2009 года загрузка номерного фонда «Сибири» снизилась примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это повлекло за собой соответствующее снижение потребления дополнительных услуг — ресторана, сауны, салонов красоты, автотранспорта.

Летний период традиционно считается благоприятным для гостиничного бизнеса. В этом году, по словам Алексея Чирова, с открытием туристического сезона загрузка гостиниц тоже немного увеличилась. Однако данный уровень заполняемости почти на 50% меньше показателя лета 2008 года, когда на солнечное затмение съехалось посмотреть множество гостей из России и зарубежных стран. «Этим летом мы ожидаем наплыв туристов в конце июля, когда будут проходить Шукшинские чтения. Сюда приедут люди со всей страны. Но уровня прошлого года по размещению достичь все равно не удастся», — прог­нозирует г-н Чиров.

Кроме того, кризис заставил игроков рынка свернуть свои планы по развитию бизнеса. Так, гостиница «Турист» временно приостановила реализацию проекта по строительству третьей очереди — этажа, на котором планировалось расположить конференц-зал с видом на Барнаул. «Прежде всего это связано с повышением стоимости кредитных ресурсов. Если раньше банки выдавали займы под 12% годовых, то сейчас — от 18% и выше. Брать такие кредиты в условиях снижения спроса на гостиничные услуги просто нецелесообразно», — объясняет генеральный директор компании «Гостиница «Турист» Виталий Несчетов.

Несмотря на общий негативный тренд, представители гостиниц отмечают и положительные тенденции развития рынка. Прежде всего это практически полное отсутствие смещения спроса от отелей бизнес-класса в сторону объектов эконом-класса. «По моим оценкам, лишь 7−8% клиентов сменили место размещения с бизнес-класса на более низкий. Это объясняется консервативностью предпочтений людей и наличием у каждой гостиницы своего круга постоянных клиентов», — говорит Алексей Чиров. Та же тенденция актуальна и для ценовых категорий гостиничных номеров. «Несмотря на кризисную ситуацию, смещение спроса в сторону номеров по более низкой цене мы не отмечаем. Это связано с постоянством предпочтений нашего потребительского сегмента», — отмечает г-жа Евсюкова.

Даешь скидки!

Одной из наиболее важных задач для управляющих отелей является сегодня сохранение клиентской базы. Для этого руководство гостиниц использует различные программы поддержания лояльности. Так, «Барнаул» помимо упомянутой выше программы «Лучшие бизнес-партнеры» собирается ввести так называемую накопительную карту лояльности для физических лиц. Работа в этом направлении ведется уже сейчас. «Чем чаще и продолжительнее гость проживает у нас, тем большие скидки ему положены. Их величина достигает 15%", — рассказывает Алексей Чиров. В гостинице «Сибирь» помимо скидок постоянным клиентам предлагают бесплатные дополнительные услуги — предоставление транспорта за счет гостиницы и т. д.

Новых постояльцев отельеры также пытаются привлечь с помощью скидок. Например, гостиница «Барнаул» при коллективном заезде освобождает людей от уплаты брони, которая составляет около 20% от стоимости проживания, и предоставляет скидку 5−10%. На дисконт может рассчитывать и единичный клиент. «Гостиницы по желанию посетителя готовы предоставить ему некоторые скидки — до 10%. Причем если раньше отельеры соглашались на это с неохотой, после долгих раздумий, то сейчас — сразу», — признается г-н Чиров.

Другим важным шагом является замораживание стоимости проживания в 2009 году на уровне прошлого года. Такое решение приняли практически все опрошенные «ВД» операторы рынка. «Для сохранения прежних клиентов и приобретения новых гостиница «Турист» в 2009 году не стала повышать плату за проживание, несмотря на стремительный рост коммунальных платежей. Это привело к снижению нашей прибыли. А ведь срок окупаемости средней гостиницы, по расчетам аналитиков, и так составляет около 12 лет», — рассказал Виталий Несчетов.

Не стали поднимать расценки и в гостинице «Сибирь». При этом ее руководство констатирует, что себестоимость гостиничных услуг выросла. Причины этого — рост тарифов на «коммуналку», увеличение стоимости услуг и товаров контрагентов. «Сложившаяся ситуация ведет к уменьшению рентабельности, поэтому необходимо повышать эффективность управления. Прежде всего за счет сокращения издержек и оптимизации накладных расходов гостиничного бизнеса», — говорит Светлана Евсюкова.

Как помочь гостиницам

Участники гостиничного рынка ищут возможные способы преодоления кризисных явлений в отрасли. По мнению Алексея Чирова, для этого необходимы совместные действия власти и предпринимательского сообщества. «Прежде всего нужно повысить инвестиционную привлекательность Алтайского края. Если серьезные федеральные компании откроют здесь филиалы, будут реализовывать проекты, то их представители начнут активно ездить сюда в командировки. А это позитивно скажется на заполняемости гостиниц», — полагает г-н Чиров. Что касается более частных мер, то менеджер «Барнаула» предлагает проводить в Барнауле крупные выставки, конференции, съезды.

Виталий Несчетов надеется, что реализация проектов администрации края по созданию туристских рекреационных зон и действия мэрии Барнаула по повышению привлекательности города будут способствовать притоку гостей из других регионов и из-за рубежа. А вот Светлана Евсюкова в отличие от своих коллег смотрит на туристическую привлекательность Барнаула скептически. «Город сейчас малоинтересен для туристов. Здесь нет ни благоприятных рекреационных условий, ни достаточного объема достопримечательностей, чтобы быть самостоятельным пунктом притяжения для большого турпотока», — констатирует она.

VIP-персоны сохраняют верность «элите»

О том, что произошло со спросом на гостиничные услуги в различных ценовых категориях, рассказал менеджер гостиницы «Барнаул» Алексей Чиров.

Наибольший спрос сохраняется на одноместные номера улучшенной планировки, относящиеся к средней ценовой категории. Причина в том, что люди не готовы отказаться от определенного уровня комфорта, к которому привыкли. Стоимость проживания в таких номерах — 1,8−3,1 тыс. рублей в день. При этом основными носителями спроса являются представители бизнеса и органов власти, а не туристы. Номера эконом-класса (двухместные) также достаточно востребованы.

Элитные номера, которые имеют большую площадь — свыше 70 кв. метров по сравнению со стандартными помещениями в 17−19 кв. метров, более высокий уровень комплектации, традиционно пользуются небольшим спросом. Поэтому существенного падения в этом сегменте нами не отмечается. Некоторые VIP-персоны даже в период кризиса сохраняют верность «элите».

Мы разработали эксклюзивное предложение

Гостиница «Турист» как деловой центр функционирует с 1997 года. Однако в качестве объекта размещения она начала работать относительно недавно. О том, как «Турист» выходил на рынок отелей, рассказал генеральный директор компании Виталий Несчетов.

Гостиничный бизнес мы стали развивать с декабря 2007 года. Тогда спрос на объекты размещения был достаточно высокий, что привело к возникновению множества небольших гостиниц. Чтобы зайти на этот рынок, мы решили разработать эксклюзивное предложение, которое отличало бы «Турист» от множества обычных гостиниц. Наша идея заключалась в том, чтобы каждый из номеров имел собственный дизайн. Часть помещений мы сделали как экскурс по временам и континентам — «Восток», «Готика» и т. д. Другая часть оформлена в стиле известных кинофильмов: «Матрица», «Пираты Карибского моря», «В бой идут одни старики». Наши клиенты в каждый свой приезд выбирают новый номер, чтобы испытать новые ощущения.

Какая гостиница произвела на вас наибольшее впечатление?

Константин Никитеев,
директор компании «Ключ-Риэлт»:

Я достаточно часто бываю в командировках в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Останавливаюсь обычно в трехзвездочных гостиницах. Во всех одинаковый сервис и условия проживания. Поэтому особо примечательных отелей я не встречал. Кстати, в последнее время я и мои сотрудники предпочитаем не останавливаться в гостинице, а снимать квартиру посуточно. Проживание в ней обходится в два-три раза дешевле, чем в гостинице. В квартире можно самим приготовить себе еду, а не ходить по кафе и ресторанам. Это тоже экономия средств. Кроме того, гостиницы часто бывают расположены далеко от места проведения конференций, семинаров и т. д. А квартиру можно снять в пяти минутах ходьбы.

Наталья Пьянзина,
менеджер по связям с общественностью компании «Эко-Стандарт»:

Мне очень понравилась гостиница «Бонапарт» в Том­ске. Это небольшое здание, в котором очень уютная, практически домашняя атмосфера. В нем было приятно находиться. Еще одна запомнившаяся гостиница — красноярская «Сибирь», где я жила во время проведения одного из съездов Союза строителей Сибири.

Виктор Фесенко,
генеральный директор компании «Главалтайстрой»:

Я давно уже не езжу в командировки. А в свое время мне очень нравились московские гостиницы «Россия» и «Украина». Там был высокий уровень обслуживания — чисто, уютно, удобно.

Дмитрий Косов,
президент Алтайской краевой ассоциации жилищного самоуправления:

В нынешний период приходится экономить. Поэтому я стараюсь останавливаться в недорогих гостиницах. А в них нет ничего примечательного. Например, в Москве многие объекты переделаны из общежитий, техникумов и т. д. Уровень комфорта там довольно низкий. Единственная гостиница, которую бы я отметил, — это «Новосибирск» в одноименном городе. У нее помпезная, обращающая на себя внимание отделка. Да и вид на железнодорожный вокзал неплохой. Единственное, что мешает, — это постоянный шум поездов.

Справка

Факты

— Заполняемость барнаульских гостиниц снизилась на 10−40%, упал спрос на дополнительные услуги.

— Смещение спроса от отелей бизнес-класса в сторону объектов эконом-класса не наблюдается.

— Рентабельность гостиничного бизнеса снизилась, срок окупаемости проектов увеличился.

— Сворачивание инвестиционных программ.

Причины

— Снижение деловой активности предпринимателей в связи с кризисом.

— Усложненный доступ к кредитным ресурсам.

— Резкий рост тарифов на коммунальные услуги, удорожание товаров и услуг контрагентов.

Последствия

— В целях привлечения клиентов гостиницы заморозили стоимость проживания, применяют систему скидок и допуслуг.

Рынок в цифрах

39 — таково количество гостиниц в Барнауле

105 — столько компаний и индивидуальных предпринимателей работают на туристическом рынке в краевой столице, в том числе занимаются гостиничным бизнесом

5 980 — количество мест размещения в Барнауле

121 000 человек — столько людей в 2008 году воспользовались услугами барнаульских гостиниц.

Источники данных: Главное управление экономики и инвестиции Алтайского края, ДубльГис.

Смотрите также
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость