Очень часто мы идем в магазин лишь за хлебом и молоком, но возвращаемся с полными пакетами. При разборе покупок оказывается, что по-настоящему нужных и полезных вещей мы купили не так много, а денег отдали гораздо больше, чем рассчитывали. Это значит, мы совершили импульсные, необдуманные и незапланированные покупки. Чаще всего это объясняется тем, что нас "одурманили" различными скидками и специальными предложениями. Срабатывает рефлекс: если дешево, непременно нужно купить. И только потом мы думаем: а так ли нам нужны были эти печенья по акции?
Чтобы не накупить массу ненужных вещей в супермаркете специалисты советуют:
1. Составьте список необходимых покупок и четко ему следуйте;
2. Не носите с собой крупных сумм.
3. Чтобы не покупать в магазине то, что у вас уже есть, перед выходом из дома сделайте фотографию содержимого холодильника (+шкафчика с крупами).
4. Не ходите в магазин в день зарплаты. Наличие более-менее круглой суммы с собой вызывает ложное ощущение состоятельности.
5. Если вы не планируете закупаться на неделю или месяц вперед, возьмите на входе в магазин корзину, а не тележку. Психологический факт – с тележкой люди покупают больше.
6. Не проводите в супермаркете более получаса.
Сергей Писарев,
депутат АКЗС, директор "Барнаульского зоопарка":
Есть хорошее правило от добрых и хороших евреев. Прежде чем идти на рынок, они плотненько кушают, и поэтому никогда не покупают лишнего. Честно скажу, что я этого правила придерживаюсь. Я по себе знаю: когда ты после работы голодный прилетаешь на рынок или в магазин, ты готов смести с прилавков все и набить корзинку под завязку. А дома оказывается, что кушать-то особо и нечего. А деньги потрачены. А когда ты сыт, ты покупаешь только то, что тебе нужно.
Запомните!
Тратить меньше не всегда означает жить бедно. Чаще всего жизнь в эконом-режиме становится даже полноценнее, ведь сэкономленные деньги можно тратить на детей, хобби и отдых.
Кто и как заставляет нас покупать лишнее
Очевидно, что наши траты не ограничиваются покупкой продуктов питания и средств первой необходимости. Мы все покупаем одежду, обувь, технику и прочее, и все чаще мы проводим время в торговых центрах. Это происходит отчасти и потому, что крупные ТЦ привлекают нас не только своими магазинами, но и развлечениями. Проводить время с семьей или друзьями в торговых центрах становится нормой жизни. "А куда еще съездить на выходных в нашем городе, да еще и зимой?" - говорят многие.
Владельцы и сотрудники отделов в ТЦ прикладывают максимум усилий, чтобы завлечь посетителей к себе и раскрутить их на покупки. Впрочем, некоторые сами с удовольствием раскошеливаются и покупают неоправданно много вещей. Эти люди – шопоголики. Они получают удовольствие от процесса покупок и с трудом могут себя ограничить в этом. В крайней степени шопоголизм встречается нечасто, однако ему в той или иной степени подвержено большинство из нас.
Наверняка вам знакомо чувство сожаления от покупки той или иной вещи. Например, купили платье, но носите редко. И пылится оно у вас в шкафу без особого дела. Сколько подобных покупок вы за свою жизнь совершили?
Чтобы избежать сожалений о напрасно потраченных деньгах, эксперты рекомендуют не ходить в торговые центры "просто так". Но если вы пришли и уже собираетесь сделать покупки, перед походом на кассу задайте себе несколько вопросов:
- "Действительно ли это мне необходимо?". Например, если собираетесь купить хлебопечку, то как часто вы собираетесь ее пользоваться? Не надоест ли вам покупать ингредиенты и готовить хлеб самим уже на вторую неделю? Или если вы хотите купить нарядное платье, попробуйте назвать хотя бы три повода, по которым вы в ближайшие пару месяцев сможете его надеть.
- "Оправдана ли цена товара?" Если колеблетесь с ответом, то это самый большой довод, чтобы не совершать покупку.
- "Есть ли возможность купить подешевле, но такого же качества?" Если есть, почему бы ею не воспользоваться?
- "Купил бы я эту вещь, если бы не скидка?".
О последнем пункте в этом списке следует поговорить особо. Очень часто мы делаем свой выбор под влиянием желтых или красных ценников и табличек с надписями "распродажа" и "скидки". Когда мы их видим, мы забываем смотреть на потребительские свойства товара и то, нужен ли он нам вообще. Мы готовимся получить удовольствие от успеха в экономии. Мы испытывает радость, когда покупаем что-то дешевле, чем оно могло бы стоить. Поэтому мы без особых сожалений расстаемся с деньгами. Но на деле же экономии не происходит, потому что в итоге мы тратим больше, чем планировали.
Важно
Сила денег — в силе разума, который будет ими распоряжаться.
Следует понимать, что нами манипулируют настоящие профессионалы своего дела – маркетологи и мерчендайзеры. Их задача – раскрутить нас на покупку того, чего мы не очень хотим купить. И зачастую им это удается. Они расставляют в магазине многочисленные ловушки, в которые мы каждый день попадаемся и которые бьют по нашему кошельку. Однако если быть немного внимательнее, можно избежать импульсивных покупок и сэкономить семейный бюджет.
- Внимательно смотрите на “выгодные предложения” и посчитайте реальную выгоду. Например, если увидели акцию “3 моющих средства за 150 рублей”, хотя одно стоит 52 рубля, то подумайте, так ли вам нужно покупать сегодня лишнее, чтобы “сэкономить” 6 рублей (ведь сейчас вы фактически потратите больше, чем хотели)?
- Еще один популярный прием – так называемые распродажные прилавки. На них предлагают какой-либо товар с акцией "Три по цене одного". Обычно это какие-то не очень востребованные китайские сланцы, полотенца, вафли и т.д. Вроде бы дешево, но именно так мы и совершаем массу ненужных покупок.
- Не покупайте то, что лежит на уровне глаз. Обычно это самый дорогой товар. Его выкладывают так специально с тем расчетом, чтобы покупатель увидел его в первую очередь. Более дешёвые аналоги (сопоставимые по качеству, а может быть даже и лучше) располагаются ниже или наоборот выше. Ищите их там и сравнивайте цены.
- Не ходите в магазины с детьми. То, что может их привлечь, специалисты выкладывают как можно ниже, чтобы ребенок взял и положил вам в корзину или тележку.
Имидж - все
Вы наверняка обращали внимание на распространенный социальный тренд – люди хотят казаться более солидными и состоятельными, чем они есть на самом деле. Во многом этому поспособствовал бум потребительского кредитования. Люди брали и продолжают брать в кредит дорогие автомобили, технику, мебель и все прочее, без чего, в принципе, можно было бы и обойтись.
Цифра
126 тыс. рублей – столько должен банкам среднестатистический экономически активный житель Алтайского края.
Еще одной причиной вовлечения людей в "понтование" становится реклама, создание бренда и армии его поклонников. Реклама и философия бренда подчёркивают "крутизну" выпускаемого (дорогого) продукта и делают его обладателя успешным в глазах окружающих.
Перед необязательной и дорогой покупкой говорите себе "Я могу оплатить это, если не буду есть целый месяц".
Если вы делаете свой выбор в пользу дорогого товара только из-за его бренда и популярности среди других – не кажется ли вам, что вы совершаете ошибку? Не лучше ли поискать не менее качественный товар за меньшую сумму, но с другим лейблом? И нужен ли вам вообще этот предмет?
Вывод
Более взвешенный подход к покупкам позволит вам сэкономить до 20% ваших затрат, а в ряде случаев – и гораздо больше.
Публикуется в рамках реализации государственной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале