Аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов заявил о том, что рынок ШПД в России заметно замедлил свой рост в июне 2013 года. В предыдущие 12 месяцев был самый низкий прирост абонентской базы за весь период, за который компания отслеживает динамику рынка, — 10,8%, ранее рынок рос на 17,5–22% в год. Специалист по исследованиям IKS-Consulting Дарья Феоктистова рассказала altapress.ru, что в Алтайском крае с июня 2012 по июнь 2013 года абонентская база операторов ШПД выросла на 15%, а годом ранее был зафиксирован рост 24%.
Провайдеры подтверждают, что рынок стал расти медленнее. Но все крупные операторы отмечают прирост абонентской базы в сегменте частных пользователей в 2013 году: "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ru") — на 12%, "Ростелеком" — на 15%, ТТК — более 19% (с 55 тыс. абонентов до 66 тыс.), МТС — рост на 10% больше, чем в 2012 году, "Сибирские сети" — на треть. По данным компаний, увеличение числа абонентов происходило равнозначно как за счет Барнаула, так и за счет малых городов края. В "Ростелекоме" отмечают востребованность интернета в селах, других провайдеров там все еще нет.
Сергей Лавренюк,
директор филиала "Ростелекома" в Алтайском крае:
Услуги в городах уже практически достигли своего насыщения, поэтому найти нового клиента становится все сложнее. Борьба провайдеров за существующих пользователей обострится, более широкое распространение получат специальные тарифы и предложения, укладывающиеся в общее направление “принеси договор с другим провайдером — получи скидку”, “приведи друга”. Своим же пользователям операторы будут предлагать пакетное подключение и пользование дополнительными сервисами, повышающими потребительские свойства услуги. Получат свое развитие и программы лояльности для абонентов. То же касается и телевидения.
Строительство сетей связи на территории края в 2013 году продолжалось. Компания ТТК начала оказывать услуги в Яровом, "Ростелеком" пришел в 50 сел, где раньше не было интернета, МТС в январе 2014 года начал предоставлять услуги в ЗАТО Сибирском, а в марте запустил сервис цифрового ТВ в Бийске. Компании развивали и уже существующую инфраструктуру в городах присутствия.
По данным IKS-Consulting, в распределении долей рынка в сегменте частных пользователей ШПД в крае произошли некоторые изменения. "Сибирские сети" заняли 5% рынка в Барнауле и вошли в пятерку крупнейших провайдеров в городе. Впервые с момента покупки Inteleca МТС продемонстрировал рост доли рынка в Барнауле, правда, всего на 1%. За предыдущие полтора года она уменьшилась примерно на 10%.
На уровне края ТТК с долей рынка 16% опередил "ЭР-Телеком" и занял второе место по количеству абонентов. Это произошло в основном благодаря активному развитию компании в малых городах.
Александр Соловьев,
гендиректор "ТТК-Западная Сибирь":
Максимальное проникновение услуги интернет-доступа от ТТК в техническом охвате на сегодняшний день достигнуто в таких городах, как Славгород — более 60%, Новоалтайск — более 58%, Заринск — порядка 51%.
А у вас есть Wi-Fi?
Домашние пользователи стали активно потреблять контент не только с компьютеров и телевизоров, но и с мобильных устройств. Широкое распространение гаджетов заметно повлияло на стратегии развития и продвижения продуктов операторов ШПД и кабельного ТВ.
В июле 2013 года компания "Сибирские сети" первой вывела на рынок Алтайского края продукт с позиционированием в рамках этой тенденции — беспроводной интернет "Лайк" и телевидение "Лайк ТВ". Провайдер на основе оптических сетей организует в квартирах клиентов беспроводные сети Wi-Fi. Компания начала продавать абонентские устройства, которые удобно использовать при таком формате подключения интернета, — это планшеты, телевизоры и принтеры, способные работать через Wi-Fi. Стандартное подключение проводного интернета и ТВ при желании клиента тоже возможно.
Алексей Путиенко,
директор Алтайского филиала "Сибирских сетей":
Сегодня абонент выбирает оператора, который предоставляет комплексную услугу доступа в интернет с любого устройства в квартире. Рынок технологий развивается стремительно, и чтобы оставаться в нем, операторам нужно предугадывать желания потребителя, уже сегодня разрабатывать и предоставлять сервисы, которые будут востребованы завтра.
По оценке директора филиала "Дом.ru" в Барнауле Руслана Хисамутдинова, распространение мобильных устройств будет трендом, оказывающим значительное влияние на развитие отрасли. Он рассказал, что в апреле "Дом.ru" планирует начать продажи телевизионной приставки второго поколения, которая позволит смотреть телепередачи с мобильных устройств. "Дом.ru" также активно развивает сеть точек доступа Wi-Fi в городах присутствия, в Барнауле их более 80. Абоненты компании при подключении к Wi-Fi сети "Дом.ru" в общественных местах могут получить ту же скорость, которую подключили у себя дома.
Другие провайдеры тоже продают Wi-Fi роутеры, но пока позиционируют это, скорее, как дополнительный сервис. Александр Соловьев рассказал, что ТТК предоставляет их абонентам в рамках проводимых акций, абоненты могут купить роутеры и в офисах продаж и обслуживания, на некоторых тарифных планах они предоставляются в аренду бесплатно. В "Ростелекоме" сообщили, что при подключении к интернету клиенту всегда предлагают на выбор оборудование как с функцией Wi-Fi, так и без нее по его желанию, дополнительно объясняя преимущества беспроводной работы. Для "Интерактивного телевидения" в компании предлагают видеосендеры, которые позволяют подключить ТВ беспроводным способом, и дают возможность смотреть телеканалы и видеофильмы в цифровом качестве в любой точке дома. В МТС рассказали, что на данный момент продают только Wi-Fi роутеры, работающие с сетью мобильной связи 3G.
Особые надежды провайдеры возлагают на развитие современного телевидения в цифровом качестве и формате HD. Его активно развивает "Дом.ru". Абонентам оператора доступно 159 цифровых каналов, в том числе 50 в HD-качестве. Такого количества каналов высокой четкости другие операторы пока не предлагают, хотя тоже уделяют много внимания этому направлению и говорят, что оно останется драйвером роста. "Сегодня аналоговое телевидение “умирает”, — говорит Алексей Путиенко. — На смену приходят цифровые технологии: SmartTV, телевидение на мобильных устройствах и дополнительные сервисы, доступные абонентам только цифрового ТВ". Конкуренция на рынке платного ТВ края усиливается в том числе из-за активного продвижения спутниковых операторов (подробнее см. диаграмму) и внедрения государственного цифрового ТВ.
Везде с абонентом
Руслан Хисамутдинов,
директор филиала "Дом.ru" в Барнауле:
Помимо персональных компьютеров в квартирах все чаще используются ноутбуки, планшеты и смартфоны, а также телевизоры с доступом в сеть. Согласно прогнозам, к 2015 году через эти устройства будет приниматься 10% мирового интернет-трафика и 18% видеотрафика, передаваемого через интернет. Это приводит к тому, что абоненту необходим действительно широкополосный доступ в интернет на высокой скорости. Обеспечение такого доступа и дальнейший рост скоростей становится одной из ключевых задач провайдеров. Еще один тренд — развитие мультискрина, то есть возможности просматривать контент на нескольких устройствах.
Чтобы обеспечить прирост абонентской базы в долгосрочной перспективе, операторы вынуждены непрерывно работать над продуктовой политикой и сервисом. В ближайшие годы операторы перейдут к активному поиску источников долгосрочного роста выручки. Одним из них станет формирование и развитие онлайн-сообществ и проектов — площадок для размещения "тяжелого" цифрового контента. Операторы будут стремиться предложить абоненту максимум услуг, потребление которых будет возможным независимо от его местонахождения. При этом роль провайдера продолжит масштабироваться: к телевидению и телефонии добавятся платежные системы, торговля цифровым контентом, сервисы оплаты услуг ЖКХ и так далее, причем с возможностью получения всех сервисов с одного экрана.
Провайдеры делят край
Доли рынка интернет-провайдеров на массовом рынке ШПД и ТВ в Барнауле и Алтайском крае по итогам 2013 года (в скобках — данные по итогам 2012 года)
Интернет
Алтайский край
"Ростелеком" |
41% |
(42%) |
ТТК |
16% |
(14%) |
"ЭР-Телеком" |
15% |
(15%) |
МТС |
9% |
(10%) |
"Сибирские сети" |
7% |
(6%) |
Прочие |
12% |
Барнаул
"ЭР-Телеком" |
31% |
(31%) |
"Ростелеком" |
25% |
(26%) |
ТТК |
18% |
(17,5%) |
МТС |
16% |
(17,1%) |
"Сибирские сети" |
5% |
— |
Прочие |
4% |
(8,4%) |
ТВ
Алтайский край
"ЭР-Телеком" |
20% |
(19%) |
"Триколор" |
19% |
(12%) |
МТС |
12% |
(18%) |
"Ростелеком" |
8% |
(8%) |
"Орион Экспресс" |
7% |
— |
Барнаул
"ЭР-Телеком" |
41% |
(33%) |
МТС |
23% |
(30%) |
"Инвис" |
14% |
(15%) |
"Ростелеком" |
8% |
(9%) |
"Иллюзион" |
6% |
(8%) |
Источник: IKS-Consulting
Цифра
42% жителей Алтайского края на конец 2013 года имели техническую возможность подключиться к интернету (данные IKS-Consulting)
Самое важное - в нашем Telegram-канале