В четыре смены
– Закупить халву было сложно, приходилось даже вставать за ней в очередь, – вспоминает Вадим Астаховский, директор по производству. – При этом торговля шла на спад. Мы искали пути перехода к производству, и раз халвы не хватало, то решили попробовать ее выпускать.
В 2002 году ни одно предприятие Барнаула халву не производило, ближайший конкурент находился в Бийске. Братья Астаховские начали с поиска помещения – сейчас их фабрика базируется на площадях бывшего завода "Алтайводмелиорация" – и подбора оборудования.
– Первую халву мы сделали 30 января 2002 года, – рассказывает Вадим Астаховский. – Выпустили партию и… тут же ее выбросили! Ириски "Буратино" когда-нибудь ели? Есть мягкие, а есть те, которые жуешь-жуешь, а они все равно к зубам прилипают. Вот и у нас получилось что-то подобное. Все дело было в карамели – мы не знали, как ее уваривать.
Признаются – повезло в том, что на работу к ним устроились двое парней, уже имевших опыт работы на халвичном производстве, и постепенно все наладилось. Сейчас на фабрике около 80 человек работают в четыре смены. Для тех, кого затронул кризис, пометка: на предприятии есть вакансии.
54 вида халвы
– Когда мы начинали, сделали бизнес-план, чтобы получить кредит. Рентабельность выходила прекрасная – около 30%, – вспоминает Вадим Астаховский. – Потом цены на сырье так взлетели, что рентабельности вообще никакой не было!
Когда просчитывали бизнес-план, подсолнечник, например, стоил три рубля, а когда приступили к производству, цена на него поднялась в три раза! Мы не могли даже машину подсолнечника оплатить, а отпускные цены на халву остались на прежнем уровне, потому что многие предприятия закупали сырье впрок и цены не меняли.
Сегодня сырье для халвы, а фабрика может производить около 10 тонн халвы в сутки, покупается только в России. Подсолнечник – около 3 000 тонн в год – на Алтае. Ассортимент : 54 вида халвы плюс на прошлой неделе начали выпускать козинаки.
– Еще халву не начинали делать, а в голове уже было – нужна вакуумная упаковка. Но запустили это производство только около трех лет назад, за счет этого видов продукции прибавилось, – рассказывает директор фабрики Евгений Астаховский. – Благодаря вакууму халва становится мягкой, как сладкая вата. Но это более сложное производство, больше ручного труда, увеличивается количество отходов.
По словам братьев Астаховских, бывает, что покупатели звонят им и напрямую делятся впечатлениями от новых вкусов: на упаковке барнаульской халвы указаны телефоны. Новые вкусы, как и новые виды упаковок, братья придумывают сами.
– Сами халву уже не едим, наелись, но пробовать приходится частенько, – признаются они.
Евгений Астаховский:
В начале апреля появилась новая упаковка для халвы: коробка выполнена в виде книги, на разворотах – история края, история города, фотографии.
Вадим Астаховский:
Производством сложнее заниматься, и если сравнивать с торговлей, то та была легче. Здесь на месте стоять нельзя. Надо постоянно что-то менять, придумывать.
Справка
Братья Астаховские планируют создать в Барнауле большой завод по производству халвы. Уже решен вопрос о выделении земельного участка площадью 2 га в районе барнаульского ипподрома.
Халву барнаульской фабрики, которая, кстати, имеет множество наград на различных выставках, покупают по всей России – от Москвы до Владивостока. Конкуренция на халвичном рынке достаточно серьезная: по словам владельцев фабрики, конкурировать им приходится главным образом с краснодарскими производителями. Как признается Вадим Астаховский, до сих пор им не удалось разгадать, за счет чего у краснодарцев бывают такие низкие цены. Зарубежные же производители алтайским не соперники – слишком разный продукт. Например, в Турции нет подсолнечной халвы, они делают кунжутную и арахисовую, но она имеет совсем другую, более жидкую структуру.
Самое важное - в нашем Telegram-канале