Текущие показатели
Согласно отчетности Главного управления Центробанка по Алтайскому краю рынок платежных карт в регионе показывает внушительную динамику. Отдельно стоит выделить ряд показателей. Так, на сегодня в крае 28 банков осуществляют эмиссию или эквайринг карт, то есть с 2007 года на этом рынке прибавилось пять новых игроков. Причем четыре из них пришли в эквайринг.
Бурное насаждение банкоматов, похоже, закончилось – темпы прироста падают. Всего за 2008 год в крае было установлено 204 аппарата, из них в IV квартале – только 22.
"Действительно, плотность банкоматов в региональных центрах и городах областного значения сейчас близка к достаточной, – комментирует Дарья Адамович, региональный PR-директор группы "Сибирь" "Альфа-Банка". – Поэтому на данный момент можно говорить о смене тенденции в сторону технического усовершенствования аппаратов".
В разрезе платежных систем нужно отметить прошедшую в прошлом году "атаку" системы VISA на все остальные – ее доля рынка увеличилась с 39,5 до 46,9%. Иначе говоря, почти каждая вторая карточка в крае – VISA, их физическое количество увеличилось на 57,4%. Другие крупные игроки также продемонстрировали рост. Система "РПС Сберкарт" за прошлый год увеличила количество карт на 16,4%, Master Card Int – на 24,8%, "Золотая Корона" – на 7,4%.
Общий объем операций по картам в 2008 году на 37,9% превысил аналогичный показатель 2007 года, а безналичная оплата при помощи "пластика" и вовсе показала рост 136,5%. О последнем стоит поговорить отдельно.
Работы еще много
Наряду с впечатляющими темпами роста "пластиковый" рынок сегодня начинает демонстрировать и другую положительную тенденцию – наблюдается пусть минимальное, но увеличение доли безналичных расчетов по карте от общей суммы операций. Так, в 2006 году их доля составляла всего 2%, в 2007-м – 2,17%, а по итогам 2008 года эта была зафиксирована цифра 3,72%.
"Необходимо добавить, что потенциал роста здесь еще колоссальный. В Европе карточкой можно рассчитаться, например, на пляже, – комментируют ситуацию в пресс-службе банка "ВТБ 24". – Поэтому активность игроков на этом рынке сейчас направлена в большей степени на эквайринг. Хотя, конечно, общая инфраструктура у нас еще некоторое время сдержит решение данного вопроса". С этим согласна Галина Проскурякова, управляющий Барнаульским филиалом "Бинбанка": "Да, можно сказать, что рынок пластиковых карт вступил в фазу быстрого развития. Все больше организаций переходят на безналичную выдачу заработной платы своим сотрудникам. Люди начинают привыкать к "электронному кошельку", и растет доля тех, кто не представляет себе отсутствия пластиковой карты".
В России рынок зародился на волне зарплатных проектов. И методика выплат зарплаты переводом на карту популярна во всем мире по вполне понятным причинам. Для организаций это уменьшение расходов на инкассацию денежных средств и на снятие их с расчетного счета, сокращение функций сотрудников, занимающихся финансовым учетом. Для сотрудников – возможность использования карты для расчетов в магазинах, снятия наличных и большая безопасность.
Ключевой проблемой этого рынка в России является то, что для основной массы владельцев карт они остаются только инструментом обналичивания заработанного в банкомате. На сегодня в Алтайском крае объем получаемых по картам наличных денег в 26 раз больше, чем объем безналичных транзакций, а ведь они гораздо выгоднее! Недаром за пределами России держатели карт 61% операций совершают именно для оплаты при помощи пластиковой карты.
В условиях недостатка заемных средств доступные кредитные карты выглядят привлекательнее даже более дешевых потребительских кредитов. Для того чтобы расширить сегмент кредитных карт, банки стали менять приоритеты и постепенно переносить акцент с потребительского кредитования именно на карты.
"В нынешних условиях, безусловно, нужно ожидать роста интереса именно к кредитным картам, позволяющим приобретать товары и оплачивать услуги, имея, по сути, возобновляемую кредитную линию, – комментирует Вячеслав Черных, заместитель регионального директора "КИТ Финанс" в Барнауле. – Поэтому, если клиент испытывает потребность в кредитных средствах и уверен в постоянстве своих доходов, кредитная карта становится отличным решением". Этим и продиктованы сегодняшние тенденции: активная модернизация банками процессинговых систем (программного обеспечения), работа над эквайрингом (увеличение количества оплачиваемых при помощи карты услуг) и т. п.
Риски пока высоки
Вместе с ростом рынка встает вопрос и о банковских рисках. Считается, что в "пластиковом" сегменте они достаточно высоки. Неслучайно процентные ставки по таким кредитам немалые – 20–48% в рублях. На этот счет банки имеют две разные точки зрения.
Первая – банк делает кредитку доступной, за время кризиса увеличивает и кредитный портфель, и долю весьма перспективного рынка. Кстати сказать, их доля и так не мала: приверженцы первой точки зрения – это в основном крупнейшие банки.
Второй метод – повышение качества кредитного портфеля и в этих целях увеличение процентных ставок по карточным кредитам и избирательность в их выдаче. Иначе говоря, "лучше меньше, да лучше".
"Мы предлагаем кредитные карты клиентам, уже пользующимся другими продуктами банка, – комментирует Татьяна Малахова, управляющий Барнаульским филиалом банка "Возрождение". – То есть наши заемщики – это проверенные клиенты, поэтому кредиты, выданные по картам, как и все остальные займы в нашем кредитном портфеле, характеризуются низким уровнем риска".
"Пластиковые карты – привлекательное направление развития, – резюмируют в пресс-службе "ВТБ 24". – Банки, ориентированные на развитие розничного бизнеса, не могут игнорировать эту тенденцию, стараясь в максимальной степени воспользоваться ею. Поэтому они либо ищут еще не слишком занятые ниши, например кобрэндинг или удаленное обслуживание, либо активно действуют на рынке по всем возможным направлениям".
По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет рынок платежных карт будет расти хорошими темпами – ежегодно на 40–60%. Причем особенно перспективны регионы. Банки уже активно выходят с "пластиковыми" продуктами на региональные рынки. Ведь пока еще основная доля держателей карт приходится на Москву и Московскую область. По данным отчетности Центробанка, доля карт на этих территориях в общей массе сейчас составляет 43%.
Игорь Гербер,
директор управления банковских карт Алтайсбербанка:
В новой стратегии развития банка картам уделяется ключевое место. Они придут на смену сберкнижкам, с их помощью клиенты смогут воспользоваться всеми банковскими услугами, включая возможности совершения операций через Интернет, мобильный банк, перевод с карты на карту, на вклад и т. д.
65% экономически активного населения города Барнаула сегодня являются держателями банковских карт Алтайсбербанка. При этом, несмотря на кризис, мы продолжаем вкладывать инвестиции в развитие этого направления. Значительное внимание уделяется банком обеспечению максимально удобных для клиентов условий при погашении кредитов. Сегодня на устройствах самообслуживания банка кредит можно погасить не только по картам, но и наличными денежными средствами, что оказалось востребованным у населения края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале