– Как вам такое название "Мед бортевой алтайский"? – спрашивает Геннадий Якубко. – Обыватель в большинстве случаев и не ведает, что на Алтае никогда не получали мед от диких пчел.
К подобным уловкам продавцов можно отнести и мед из маральего корня, кедровый, облепиховый, боярышниковый мед. Их не существует в природе, но все это как нечто уникальное и алтайское продается на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Определить обман может только эксперт.
Другая крайность – фальсификаты меда. Некоторые пчеловоды России на всю катушку используют старую как мир инновацию: пчелам скармливается сахарный сироп, приготовленный специальным образом, в результате многократно возрастают объемы производства, на вид и на вкус вроде бы мед, а по сути – пустышка.
– Есть регионы, где в былые годы от одной пчелосемьи получали до 15 килограммов меда, и это считалось нормой, а сегодня производят до 100 килограммов, – утверждает Якубко. – Я не слышал, чтобы кто-нибудь из пчеловодов Алтая увлекался подобными методами интенсификации производства, но не удивлюсь, если кто-то решит применить их на практике.
Можно ли защитить алтайский мед? Один из наиболее реалистичных способов – как можно больше готовых высококачественных продуктов из меда упаковывать в регионе. По словам Якубко, начало было положено еще в конце 90-х, когда в регионе был создан Краевой центр пчеловодства и апитерапии.
Между тем и сегодня в крае не так уж много предприятий, специализирующихся на переработке и фасовке меда. Среди них – научно-производственная фирма "Пчела и человек", компания "Мед Алтая", "Л-Сервис" и "Доктор Корнилов". Но относительно потенциала пчеловодства нашего региона объемы переработки невелики. К примеру, фирма "Пчела и человек" может перерабатывать до 10 тонн меда ежемесячно.
– Многое упирается в нехватку собственных средств и трудности с продвижением продукции, – говорит Якубко.
– Мед очень часто называют в числе продуктов, составляющих имидж края. Еще один бренд?
– Предпосылки для этого есть, но бороться за алтайский мед только товаропроизводитель не может. К примеру, французский опыт. Франция разработала массу законов и защищает интересы своих виноделов, заставляет держать качество и высокую цену продукции. Поднять имидж алтайского меда и создать механизмы неиспользования этого названия другими структурами – все это сработало бы в интересах пчеловодов и переработчиков меда.
– Но в программе "Алтайского Приобья" не фигурирует ни одного крупного проекта, связанного с производством и переработкой меда…
– Вряд ли они и появятся. Сегодня, кроме краевой программы по развитию пчеловодства, не существует ни одного документа, согласно которому предприятия могли бы претендовать на какую-то господдержку. Лесной и Земельный кодексы не учитывают интересов пчеловодов. Построить пчелоферму на 10 000 семей – а такие есть во многих странах мира – в их свете вообще нереально, слишком много неразрешимых противоречий и казусов.
– Сколько меда ежегодно производится на Алтае?
– Обычно озвучиваются цифры от 3 до 4 тысяч тонн в год. Примерно 28 граммов в год на каждого жителя России.
– А сколько меда нужно человеку?
– Среднестатистический житель Германии и Японии, а это страны с самой высокой продолжительностью жизни, потребляют до 15 килограммов меда в год. В России – всего 400 граммов. Медики в свое время рекомендовали съедать по 70 граммов меда в день. Проблема в том, что мед воспринимают как лекарство. В основании пирамиды питания хлеб, мясо, крупы, овощи, а мед – маленькая точечка где-то наверху.
Справка
Из 14 пчеловодческих хозяйств, существовавших в Алтайском крае в советские годы, сегодня осталось только четыре. И лишь одно из них – "Горный нектар", – расположенное на территории Красногорского района, имеет статус племенного репродуктора (получен в сентябре 2009 года).
Факт
Композиции на основе меда и натуральных алтайских трав, бальзамы, а также высококачественный мед от других товаропроизводителей сегодня можно купить лишь в нескольких торговых точках Барнаула. В масштабах страны фасовщики меда продвигают свою продукцию через Интернет, а также магазины здорового питания. Однако если в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск или Красноярск, уже давно развиваются целые сети таких магазинов, то во многих регионах этого просто нет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале