Потребитель

Когда все мобильники были “белыми”. Первая мобильная связь на Алтае появилась раньше, чем в Новосибирске

Самые первые мобильные телефоны на Алтае стоили несколько миллионов рублей, а желающие стать клиентами первой сотовой компании выстраивались в очередь. Было это, кстати, не так уж давно - всего 12 лет назад.

О том, как появилась в Алтайском крае первая сотовая связь, специально для “СК” вспомнили Альберт Шиллер, генеральный директор компании “Южно-Сибирская сотовая связь”, и Валентин Голобородько, возглавлявший эту компанию с момента ее основания в 1995 году.

Первый звонок

На Алтае он был совершен 28 сентября 1995 года. К этому времени из всех сибирских регионов сотовая связь была только в Томске. В Барнауле инициатором создания компании, предоставлявшей услуги мобильной связи, выступила компания “Алтайтелеком”. "Южно-Сибирская сотовая связь" (ЮССС) начала вести переговоры с компанией “Московская сотовая связь” и получила передающее оборудование по договору лизинга - первые семь базовых станций, которые были установлены в крупных городах Алтайского края. Сеть в крае строилась очень медленно, но предоставление услуг мобильной связи в то время было весьма рентабельным делом: тарифы для первых абонентов были очень высокими, а поэтому затраты на строительство и содержание сети окупались очень быстро. В Новосибирске первый звонок был сделан на два с половиной года позже, чем на Алтае.

“Скандинавский стандарт”

Услуги сотовой связи предоставлялись в стандарте первого поколения NMT-450i. Впервые он появился в Швеции и использовался поначалу преимущественно на территории североевропейских стран.

В 1991 году в России по инициативе компании “Московская сотовая связь” был разработан проект, объединявший региональных операторов для создания единого телефонного пространства России. Проект получил название СОТЕЛ (к 2001 году в нем участвовали 68 регионов страны). В роуминге абоненты СОТЕЛа могли пользоваться мобильной связью всего в 8-10 государствах.

Стандарт NMT-450i позволял “закрывать” территорию в три-пять раза больше, чем GSM-стандарты. Одна базовая станция могла передавать сигнал в радиусе 120-130 км. Преимуществом стандарта было высокое качество передачи речи. При плохой связи слова собеседника можно было легко понять даже по обрывкам фраз.

“Мобилы”

Мобильные телефоны для стандарта NMT выпускали компании Nokia и Benefon. Это оборудование было надежно защищено от подделок и перепрограммирования. Если телефон не выпускался специально для России, то установить в нем русскую “прошивку” было невозможно. Телефоны, которыми пользовались абоненты в Алтайском крае, были исключительно “белыми”. У каждого из них был уникальный код, зарегистрированный в специальном центре в Швеции. Каждое восьмое соединение происходило через этот центр - так аппарат проходил регулярную проверку на предмет своей “подлинности”. Кроме того, производители оборудования вели общую базу данных украденных и потерянных телефонов, в которую отправляли информацию “с мест” операторы связи. Поэтому если хозяин терял телефон, то никто другой уже не мог им воспользоваться.

Первые телефоны были довольно увесистыми (более 300 граммов), с длинной антенной, и поэтому носить их предпочитали на брючном ремне, а не в кармане. Стоимость самых первых телефонов в Алтайском крае была сопоставима со стоимостью автомобиля “Жигули”: если отечественное авто в 1995-1996 годах стоило около 27 миллионов рублей, то за комплект мобильного телефона нужно было заплатить более 30 миллионов рублей. Потом мобильные аппараты стали дешеветь, и уже через год их цена снизилась примерно в десять раз.

Первые тарифы

Самые первые абоненты (ими были чиновники и крупные бизнесмены) разговаривали в кредит - наговорил, потом заплати. В 1996 году одна минута входящей или исходящей связи стоила 60 центов (3-3,6 тысячи рублей по обменному курсу этого года).

По мере удешевления аппаратов в числе пользователей сотовой связи появились предприниматели средней руки. И они начали исчезать, не заплатив.

- Вы прекрасно знаете те бурные времена, когда бизнес неожиданно “рассыпался”. Допустим, наговорил человек миллионов на 14 (неденоминированных рублей. - Прим. ред.) и исчез. И разыскать его достаточно сложно. Нам пришлось заменить кредитную систему расчетов авансовой и завести службу по розыску должников. Но были и такие абоненты, которые не рассчитывались по полгода, а потом сами объявлялись и платили за все сразу, - вспоминает Альберт Шиллер.

Номер-шок

Десятизначные федеральные номера в 1996 году среди абонентов приживались очень сложно. Набирать такую комбинацию многим было непривычно. Поэтому каждый пользователь получал еще несколько номеров. К примеру, житель Бийска имел также бийский городской и барнаульский городской номера, плюс мог воспользоваться дополнительной услугой “Сокращенный набор” и звонить избранным абонентам, набирая всего две цифры.

Несмотря на эти “нумерологические” сложности, клиентов у “Южно-Сибирской сотовой связи” было хоть отбавляй. В самом начале компания работала через московский коммутатор, и вскоре имевшихся каналов связи уже не хватало, чтобы подключить всех желающих. Абонентский ресурс при работе через Москву был невелик - всего восемь каналов по 25 абонентов на каждом.

- Желающих было очень много. К нам приходили “по блату”, по знакомству, просили… При той сумасшедшей стоимости телефонов и высокой цене на саму связь сейчас это кажется просто чудом, - вспоминает Альберт Шиллер. Свой коммутатор у компании появился только в 1997 году. К 1998 году был зарегистрирован тысячный абонент, а к 1999 году количество пользователей достигло пяти тысяч.

Без конкуренции

В 2002 году на Алтае началась эра стандарта второго поколения GSM: в край пришел “Билайн”, спустя некоторое время - МТС, которые начали завоевывать массового пользователя. “Южно-Сибирская сотовая связь” ушла с первых позиций, но продолжала работать в стандарте NMT. Конкурировать с новыми лидерами было невозможно - к тому времени скандинавские компании свернули производство телефонных аппаратов, и расширять собственную абонентскую базу ЮССС не могла. К 2006 году, когда закончился срок лицензии на оказание услуг мобильной связи, у ЮССС оставалось 400 абонентов. И этого было вполне достаточно для содержания сети и штата компании!

В 2003 году “Южно-Сибирская сотовая связь” получила лицензию на оказание услуг сотовой связи в стандарте CDMA, но первые соединения были осуществлены осенью 2007 года под торговой маркой “Скай линк”. Так на Алтае началось время третьего поколения мобильной связи.

Стационарно-мобильный телефон

В конце 90-х из Алтайского края в ряд регионов можно было звонить по междугородной связи по предварительному заказу, из переговорного пункта. Гостям края, которые отдыхали в алтайских здравницах, это не нравилось. Поэтому ЮССС установила в некоторых из них мобильные телефоны… на вахтах, обучив вахтеров правилам пользования. Услуга была очень популярной в санатории “Сосновый бор” и гостиницах Белокурихи.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость