Нынешней осенью специализированные садоводческие хозяйства должны были порадовать нас, увеличив валовой объем своей продукции аж в четыре раза. Такие задачи ставились программой "Сады Алтая". Правда, по словам Николая Халина, начальника отдела крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и промышленного садоводства ГУСХ, речь шла преимущественно об увеличении производства облепихи.
– Облепихой сегодня занято до 80% – от 5 000 гектаров земель, используемых краем в промышленном садоводстве, – говорит Николай Халин. – Несколько лет назад планировалось увеличить объемы ее производства до 13 тысяч тонн в год вместо нынешних трех-пяти тысяч тонн, но впоследствии производители эти планы откорректировали с учетом потребностей переработки.
Другие опрошенные нами эксперты сетуют на то, что в крае чересчур увлеклись облепихой, оставляя без внимания другие виды плодовых культур и ягод. Но все сходятся во мнении: для развития промышленного садоводства требуются государственная поддержка и неравнодушные энтузиасты.
Цитата
Станислав Хабаров,
доктор сельскохозяйственных наук:
Мы обязаны знать, как защищать растения. Настоящий садовод хоть фронтовой шинелью растение накроет, но спасет его.
Елизавета Пантелеева,
главный научный сотрудник НИИ садоводства Сибири:
Сегодня заговорили о возрождении промышленного садоводства, но, судя по программе "Сады Алтая", речь идет только об облепиховых посадках, потому что эта культура востребована, устойчиво плодоносит. Другие наши фрукты и ягоды отошли на второй план. Хотя те же яблоки для нашего климата отнюдь не баловство, есть разработанные сибирские сорта.
Мне кажется, нужно возрождать потребительские сады, которые раньше были в каждом крупном селе. Не секрет, что многие привозные фрукты могут быть вредны. В том же Китае их выращивают с гербицидами, ядохимикатами. Наши сибирские плоды и ягоды накапливают больше витаминов, они просто кладезь здоровья.
На днях мы с коллегами заехали в бывший сад в Верх-Обском, он располагался на 38 гектарах. Когда Михаил Сергеевич стал губернатором, он пообещал мне при встрече: "Обязательно возродим сад, помню ведь, как за яблоками туда лазил". Не успел. Сейчас там бурьян, птицы клюют ягоды с редких кустов калины и облепихи… И таких садов очень много.
Но есть и чудесные примеры закладки садов. В селе Краснояры Троицкого района недавно посадили сад на одиннадцати гектарах. Когда мы спросили, зачем, руководитель хозяйства Михаил Иванович Фирсов ответил: "Здесь живут дети. И если они будут лазить в сад за яблоками, они всегда будут помнить свою родину". Таким людям очень хочется помогать. Нынче я звонила агроному в Краснояры. Урожай в это лето везде не очень, но сад там живет, за ним ухаживают. Если есть стремление, то будет и результат.
Владимир Вагнер,
генеральный директор корпорации "Алтайспиртпром":
– Если мы не будем сегодня использовать климатические возможности края для развития промышленного садоводства, то это будет ошибкой. Как был крупной ошибкой горбачевский запрет, когда мы угробили садово-ягодное виноделие, когда вырубали виноградники, бросали фруктовые сады.
Промышленное садоводство в эпоху вступления страны в ВТО нужно развивать особенно активно, тем более такой возможности, как у нашего края, у соседей точно нет.
Яблоки местные по некоторым показателям более пригодны для промышленной переработки, чем те, что растут на юге страны. Скоро мы угостим скептиков вином, изготовленным из винограда, выращенного в Алтайском районе. Об урожайности наших участков можно будет говорить только через четыре года, но уже сейчас мы собрали три тонны.
Нужно создавать условия для возрождения старых и закладки новых потребительских садов. Господдержка промышленного садоводства, которая есть сегодня, на мой взгляд, не совсем правильная. Я понимаю, что это вынужденная мера – выделять помощь лишь нескольким хозяйствам, но это ситуацию не улучшит. Необязательно даже поддерживать субсидиями – установите нормальные закупочные цены на продукцию, и люди будут ее привозить сами, а она ведь востребована. Если же мы будем развивать торговлю так однобоко, как сегодня, то через десять лет много чего не увидим на прилавках. Там и сейчас все заполонено китайскими яблоками и помидорами.
Владимир Марков,
председатель регионального отделения Союза садоводов России:
В период с 1978 по 1987 год, я в то время работал в системе треста "Плодопром", садово-овощные участки были в 215 совхозах и 320 колхозах края, функционировали 15 крупных садоводческих объединений площадью от 100 до 500 га. Закладывались сады и при промышленных предприятиях, организациях, больницах, школах, колониях.
Непосредственное участие в посадках принимали сотрудники Института имени М. А. Лисавенко. В садах спели яблоки, вишни, сливы, смородина, облепиха, земляника. В ту пору производились и соки свои, алтайские, и вина, и джемы.
При каждом садоводческом хозяйстве был агроном. Хозяйства сами планировали в бюджете садоводческие расходы. Урожаи были великолепные! При сибирском витаминном дефиците доморощенные фрукты-ягоды были просто спасением.
А потом наступила эпоха бесхозяйственности. Пришла новая когорта руководителей по линии Главного управления сельского хозяйства, которые урезали все расходы на содержание потребительских садов. Всем стало проще покупать заморские непонятные нектары…
За эти годы сотни садов заросли бурьяном. Но вот что значат сибирские ягоды! Рядом с Романово был старый сад, еще с 40-х годов. Два года назад ученые побывали там и удивились, увидев на заброшенной территории некоторые сорта смородины, которые наука исключила из государственного реестра. Они сохранились там, как в музее. Недавно романовский фермер из села Гилев Лог Федор Мороз решил реанимировать этот сад, убрал засохшие деревья, сделал новые посадки. Ни район, ни край ему ничем не помогают.
При этом сегодня есть государственная поддержка промышленного садоводства, но, как правило, этим лакомством пользуются пять – десять специализированных хозяйств края. Это невесело. Как печально и то, что сегодня на Алтае ударились в одну культуру. Облепиха становится монокультурой, и это плохо, ведь одна эта ягода, пусть и чудесная, дефицит местных витаминов не закрывает. Чем, скажите, плоха жимолость, которую как будто рукой сверху отодвигают от наших специализированных хозяйств? Сам я, как и многие виноградари, пока скептически отношусь лишь к экспериментам с промышленным виноградарством в Алтайском районе, хотя и здесь поживем – увидим.
Опрос. Какие фрукты вы едите: наши или привозные?
Виктор Татиевский,
виноградарь:
Местные фрукты гораздо ценнее привозных. Чужие доставляют полузрелые, от этого они менее вкусные. Когда я оканчивал школу в 1976 году, в селе Урожайном Советского района был очень крупный совхозный сад. Там и яблочки были крупноплодные, и другие фрукты и ягоды. Такие сады нужно возрождать.
Дмитрий Карпенко,
студент:
Зарубежные и только зарубежные! Наши – это кошмар! Те местные фрукты, которые я пробовал, были не первой свежести, после них был долгий поход в туалет – случилось расстройство желудка. Так что лучше уж заграничные. Вообще, я гранаты люблю – они в России не растут.
Дмитрий Киреев,
специалист контактного центра:
Признаться, я, когда покупаю фрукты, совсем не задумываюсь о том, наши они, турецкие, китайские или еще какие-нибудь. Главное, чтоб красивые были и цена хорошая. Если честно, я местных фруктов даже не знаю, только овощи.
Елена Зарецкая,
бухгалтер:
Естественно, предпочитаю наши фрукты. Они не обработаны химией и пахнут фруктами, а те какой-то пленкой покрыты, деревянные и невкусные совсем. Чаще всего ищу местные яблоки, груши на рынках. В магазинах, к сожалению, ассортимент невелик – там в основном привозные.
Потребление овощей и фруктов в домашних хозяйствах Алтайского края в среднем на одного члена домохозяйства в месяц (в килограммах)
Годы |
Картофель |
Овощи |
Фрукты и ягоды |
2007 |
7,7 |
6,8 |
3,8 |
2008 |
7,1 |
6,5 |
3,8 |
2009 |
7,2 |
6,8 |
4,5 |
2010 |
7,4 |
7,2 |
4,7 |
2011 |
7,4 |
7,4 |
4,7 |
Источник: Алтайкрайстат, дата актуализации 3.07.2012.
Самое важное - в нашем Telegram-канале