Если счетчик вышел из строя или истек срок поверки, электросчетчик заменят сами энергетики.
В индивидуальных жилых домах менять счетчики будет сетевая организация («Алтайэнерго», СК «Алтайкрайэнерго», «Барнаульская сетевая компания» и др.).
В многоквартирных – гарантирующий поставщик: «Алтайэнергосбыт», «Алтайкрайэнерго», «Барнаульская горэлектросеть» или "Заринская горэлектросеть". Но в этом случае есть нюансы - их можно уточнить в энергосбытовой компании.
Нет, не должен. Если истек срок поверки, электросчетчик вышел из строя или оказался неисправным, расходы на его замену несут энергетики - гарантирующие поставщики и сетевые организации. То есть для потребителя это бесплатно.
Если электросчетчик вышел из строя после 1 июля 2020 года, гарантирующий поставщик электроэнергии (в многоквартирном доме) или сетевая организация (в индивидуальном) обязан купить и заменить счетчик.
О неисправности надо незамедлительно сообщить гарантирующему поставщику, сетевой организации или исполнителю коммунальных услуг – управляющей компании, ТСЖ, ЖСК.
Все зависит от того, когда понадобилась замена. Если электросчетчик вышел из строя (или вообще отсутствовал) или срок его эксплуатации истек до 1 апреля 2020 года, заменить его и ввести в эксплуатацию энергетики обязаны до 31 декабря 2023 года.
Если после 1 апреля 2020 года, то на замену энергетикам дается не более шести месяцев с момента обращения абонента – или с момента установления факта утраты, выхода из строя, истечения срока эксплуатации, межповерочного интервала.
В случае истечения межповерочного интервала гарантирующий поставщик вправе сделать поверку – причем за свой счет. Проведение поверки допускается до 1 января 2022 года.
Если вы живете в частном секторе, обращайтесь в сетевую организацию. Если в многоквартирном доме – к гарантирующему поставщику. Кроме того, можно подать заявление в ТСЖ или УК, а те в течение суток обязаны направить его гарантирующему поставщику.
Замена прибора учета осуществляется в присутствии собственника помещения или исполнителя коммунальных услуг (УК, ТСЖ и т.д.).
Если они не явились, замена может быть проведена сетевой организацией или гарантирующим поставщиком и без них – так сказать, в одностороннем порядке.
После установки собственнику помещения, управляющей компании или жилтовариществу направят акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
Несвоевременное информирование об утрате счетчика или его неисправности приравнивается к безучетному потреблению. Инспектор сетевой организации или гарантирующего поставщика, выявив нарушение, составит акт безучетного потребления.
На основании этого акта потребителю доначислят плату – и это весьма существенная сумма.
Ее рассчитают исходя из мощности не санкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы или исходя из десятикратного норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению - в зависимости от типа нарушения.
К безучетному потреблению относится нарушение потребителем договорных обязательств, которые приводят к искажению данных счетчика. Например:
- вмешательство в работу счетчика;
- нарушение целостности счетчика, механические повреждения, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, не плотное прилегание стекла индикатора;
- повреждение (самостоятельное снятие) пломб, в том числе антимагнитных и других знаков визуального контроля;
- наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки электросчетчика и факта воздействия магнитных полей на его элементы в соответствии с предельными значениями;
- несанкционированное подключение проводки до электросчетчика.
Как и раньше, отвечает за это собственник квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме - если счетчик установлен в квартире или помещении. Вообще же, правило такое: в чьих границах балансовой принадлежности расположен прибор учета, тот и несет ответственность за его сохранность.
Он по-прежнему обязан обеспечить сохранность и целостность электросчетчика - пломбы, знаки визуального контроля, оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электроэнергии, установленного внутри квартиры, помещения или дома (участка, на котором расположен жилой дом).
Важно помнить: собственник несет ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки, причиненные неисполнением этой обязанности.
До 1 января 2023 года гарантирующие поставщики или сетевые организации могут устанавливать интеллектуальный или обычный счетчик – по своему смотрению.
Но в новостройках современные приборы учета установят сразу – если, конечно, застройщик получил разрешение на строительство после 1 января 2021 года.
С 1 января 2023 года выбора уже не будет: устанавливать будут только «умные» электросчетчики.
Замена обычных приборов учета на интеллектуальные идет поэтапно, по мере выхода их из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. Потребителю не придется платить ни за сам новый «умный» счетчика, ни за его установку при замене старого.
После установки «умного» электросчетчика показания передавать не нужно. Контроллер в счетчике сам собирает информацию о потреблении электроэнергии и передает ее.
Однако до момента включения «умного» электросчетчика в единую интеллектуальную систему, которая формируется в рамках нового законодательства, передавать показания электроэнергии в управляющую или ресурсоснабжающую компанию должен сам абонент.
Контролировать расход электроэнергии потребитель может при помощи дистанционного пульта (монитора), который выдается после установки интеллектуального прибора учета.
Самое важное - в нашем Telegram-канале