Потребитель

"Молочный закон" усложнит жизнь крестьянам и переработчикам

Три месяца прошло с момента вступления в силу новых стандартов на молоко – технического регламента, принятого вроде бы для улучшения качества продукции. Новые требования существенно изменили правила игры на молочном рынке. Это касается главным образом упаковки, качество продукта остается прежним.

Михаил Хаустов

Циферки и буковки

– Изготовители упаковки с мелкими партиями предпочитают не связываться, только 50 тысяч штук и выше, – утверждает Сергей Кондратов, гендиректор Славгородского молочного комбината. – У нас очень большие запасы упаковки по всем позициям, думаю, что и через три месяца их не выберем.

50 тысяч штук упаковки – много это или мало для предприятия? По словам Валентины Горшковой, завпроизводством молочного завода "Лакт", для отдельных видов продукции это почти полугодовая потребность. Иначе говоря, если не израсходовать старую упаковку и сейчас закупить новую, себестоимость существенно увеличится уже только по этой причине. Увеличатся ли цены? Делать это молочники пока не собираются: их ограничивает покупательская способность.

– Чтобы выполнить требования закона, мы должны изменить маркировку ГОСТа на упаковках, – констатирует Елена Паутова, главный технолог молочного производства компании "Алтайская буренка". – Стоит это от 22 тысяч рублей и выше только для одного наименования продукции. Это плата за то, чтобы производители упаковки добавили нужные циферки и буковки. Хоть новый дизайн упаковки, хоть добавление нового элемента – цена будет такой же.

У предприятия большой ассортимент. А перебивать ГОСТы необходимо не только для молока, но и для йогуртов, сырков – всего, что подразумевается под молочной продукцией.

Как ни назови

Техрегламент предусматривает появление новой категории товара – "молочные напитки". Но на полках супермаркетов подобной продукции местных производителей почти нет. Как пояснили в краевом управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, всего два предприятия края поставляют продукцию под маркой "молочный напиток".

Между тем, как заметила Елена Паутова, даже и в упаковках с маркировкой "натуральное питьевое молоко" потребитель скорее всего не обнаружит ничего космического. Каким молоко было до нового техрегламента, таким и осталось. По ее словам, предприятие по большей части перерабатывает сырье со своей фермы, оснащенной оборудованием De Laval. В основном оно идет высшим сортом.

Почти все молоко, поступающее на перерабатывающие предприятия края, относится к высшей и первой категории сортности, пояснили "СК" в Главном управлении сельского хозяйства края.

– Мы отошли от использования сухого молока года четыре назад, когда новых техрегламентов не было и в помине, – говорит Валентина Горшкова. – Наше предприятие заключило долгосрочные договоры с рядом хозяйств, и нам достаточно "живого" молока.

– Нам несколько проще – у нас огромный портфель марок, и мы просто решили, что, например, "Веселый молочник" и "Домик в деревне" будут производиться только из сырого молока и, соответственно, будут называться "молоко питьевое", – пояснил Антон Калтыгин, руководитель отдела по внешним связям Сибири, Урала и Дальнего Востока компании "Вимм-Билль-Данн". – А "Милая Мила" станет молочным напитком, и ее будут делать из восстановленного молока.

Но вот что делать компании, которая выпускает, например, продукцию одной марки? Выводить на рынок новую марку специально под "молочные напитки" – решение не лучшее в ситуации экономического кризиса, рассуждает Калтыгин.

Под козырек

Очевидно, что проблема с упаковкой отнюдь не надуманная. Но и для старых тетрапаков пока еще не пришло время "ч". Поскольку главный санитарный врач России Геннадий Онищенко пошел навстречу молокопереработчикам и разрешил им какое-то время использовать ту упаковку, которая имеется в наличии, "до особого распоряжения". Однако оно может последовать как завтра, так и через несколько месяцев. А может и не последовать вообще.

Когда в верхах обсуждали необходимость перехода на новые техрегламенты, отраслевые объединения переработчиков отрапортовали тогдашнему министру сельского хозяйства Алексею Гордееву о готовности к работе в новых условиях. Готовы – ну и ладно, будем внедрять. Когда правительство Германии в свое время потребовало от производителей шоколада ввести новые маркировки на упаковку, обсуждали не общую степень готовности, а частные случаи. Причем со всей немецкой скрупулезностью – вплоть до того, какое время может использоваться старая упаковка и как поступить с невостребованными запасами.

Однако что для небольших предприятий – проблема, для молочных "монстров" – организационные сложности.

– Так, продукция, маркированная по-новому, должна была появиться на прилавках 20 декабря, а сертификация на соответствие новым требованиям началась только 17-го. Но мы все сертификаты успели получить. Правда, в Сибири заново сертифицировать пришлось только пять наименований продукции, – заметил Калтыгин.

Справка

Новый технический регламент вступил в силу 17 декабря прошлого года. Документ ужесточает требования к молоку, поступающему в переработку, а также к условиям хранения и транспортировки. Он предписывает использовать для переработки сырье только высшего, первого и второго сортов, не допускается содержание антибиотиков и дезинфицирующих средств.

Сразу после доения сырое молоко должно быть охлаждено до 4°С, и за время перевозки к месту переработки его температура не должна повышаться более чем до 10°С. Хозяйства должны декларировать соответствие партий сырого молока, реализуемых по долгосрочным договорам. 

Более 90% молока, производимого сельхозпредприятиями региона, как считают в Главном управлении сельского хозяйства края, годится для последующей переработки. По состоянию на начало марта декларации соответствия получили 340 из 425 крупных и средних хозяйств.

Чего опасаться крестьянам?

Владимир Кудинов,
глава Усть-Калманского района:

Переход на новые техрегламенты по молоку сегодня вызывает большие опасения и у руководителей агрофирм, и у владельцев личных подсобных хозяйств. Закупщики стали более активно "резать" качество, в то же время расценки на молоко нынче и без того невысокие, а себестоимость производства резко возросла из-за увеличившихся энерготарифов. Есть в районе хозяйства, где не установлены охладители для молока. Контракты на поставку оборудования уже заключены, но пока оно не пришло.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость