Потребитель

На барнаульском рынке фитнес-услуг обостряется борьба за старых и новых клиентов

Рынок фитнес-услуг Барнаула имеет потенциал роста — слишком низок процент населения, приобщенного к регулярным занятиям спортом, говорят эксперты. Однако кризис делает свое дело: борьба за каждого клиента жесткая. В ход идут демпинг, агрессивный маркетинг, внедрение кардинально новых принципов ведения бизнеса. Развивается и сама фитнес-культура. Специалисты предлагают новые решения для желающих получить спортивную фигуру. В этом круговороте у горожан появляется огромный выбор тренеров, тренировок и залов. Равно как и риск получить не то, что ожидали.

Спортивная девушка. Фитнес.
Спортивная девушка. Фитнес.
СС0

Мал, да удал

Рынок фитнес-услуг Барнаула развивается несколько лет, но еще довольно мал. По оценкам Натальи Зубковой, директора сети клубов «Сафари-Фитнес», сейчас только 3,5% барнаульцев посещают спортзалы.

Наталья Зубкова,
директор сети клубов «Сафари-Фитнес»:

Это низкий показатель. На международных конференциях отчитываются о том, что самый высокий процент проникновения фитнес-услуг в Америке 16−18%. В Европе порядка 12%. В Германии — на уровне Америки. В обеих столицах России показатель тоже больше, чем у нас, около 5−6%.

Эксперты уверены: в глобальном плане потенциал для роста барнаульского рынка есть. За последние годы, по их оценкам, он прибавил около 2%.

Сергей Витман,
коммерческий директор сети K2 Sport:

В моде рельефное тело, стройность и мобильность. Спрос подкреплен тем, что фитнес-услуги становятся доступнее. И по стоимости, и по расположению залов.

Денис Капустин,
президент Алтайской федерации бодибилдинга и фитнеса:

Появилась культура спорта и спортивных соревнований. Если шесть лет назад Барнаул выставлял на соревнования по бодибилдингу всего трех-четырех спортсменов, то сегодня нас представляют от 20 до 40 человек. Все это тренеры Барнаула. Они заражают хорошим примером своих учеников.

Кроме того, добавляют эксперты, в залах появляются все новые категории посетителей. В их числе школьники и студенты. Они общаются в сетях, выкладывают фото и тем самым популяризируют фитнес. Также приходят люди в возрасте 40 лет и старше. До сих пор они сторонились фитнес-залов, стесняясь посещать их.

Слова экспертов подтверждают данные Алтайкрайстата. С 2010 года рынок «физическая культура и спорт» растет в среднем на 7% ежегодно. Даже в кризисный 2015 год он прибавил 0,5%, при этом эксперты заявляют, что стоимость посещения залов не повышалась около трех лет, а вот их количество увеличивалось. В этом году анонсировано открытие еще нескольких комплексов, в том числе двух больших — «Вита Спорт» в ТРЦ «Праздничный» на 1,5 тысячи посещений и «Алекс Фитнес» в ТРЦ «Пионер».

Чемпионат Алтайского края по атлетическому фитнесу.
Юрий Сушков

Даешь плюс 0,5%

Если прибавить еще несколько небольших залов, а они постоянно открываются в новостройках, то рынок в этом году может прирасти еще примерно на 0,5%.

Наталья Зубкова,
директор сети клубов «Сафари-Фитнес»:

Но я сомневаюсь, что это произойдет. Тот же «Алекс Фитнес» уже четыре года обещает открыть свой спортзал в нашем городе, но этого не происходит. Кризис дает о себе знать.

Алтайкрайстат подтверждает: по итогам семи месяцев рынок упал на 1,6%.

О своих планах развиваться дальше заявляют единицы. В их числе K2 Sport, в планах которого — увеличить свою сеть на несколько залов в конце 2016 — начале 2017 года. «Рельеф» и HARDCORE Gym останавливают количественный рост.

Алексей Меркулов,
собственник сети «Рельеф»:

Наши залы есть во всех районах Барнаула. Пока прирастать новыми мы не планируем. Будем продавать опыт открытия и содержания залов (франшизу), но в приоритете покупатели из других городов.

Сергей Витман поясняет: в последние два года значительно увеличился период окупаемости спортклубов. Упавшая на 30−35% арендная ставка помещений не спасает.

Сергей Витман,
коммерческий директор сети K2 Sport:

Это не определяющая статья расходов для развития бизнеса. Главное — оборудование. А оно подорожало, потому что привязано к курсу валют. Период окупаемости спортзалов значительно вырос. Если раньше речь шла о 2−2,5 годах, то сегодня проект среднего ценового сегмента «отбивается» через 5−7 лет. Новички пытаются экономить на оборудовании, но уже через три-четыре года оно выходит из строя.

Тренер барнаульского фитнес-клуба.
altapress.ru

Все средства хороши

По словам представителей клубов массового сегмента, в кризис началась миграция клиентов в поисках низкой стоимости занятий.

«В течение трех последних месяцев к нам пришло около 10−15% таких клиентов», — говорит Денис Капустин. Он считает, что дорогие клубы посещают те, кому важен статус: «Когда он становится дорог, барнаульцы выбирают возможность получать результат дешевле».

Владимир Гордейчик, генеральный директор сети клубов «Магис-Спорт» (сегмент «премиум»), заявляет, что пул его клиентов стабилен: «Это люди, привыкшие получать хороший сервис, включая бассейн, привыкшие к качественным помещениям, не готовые к тому, что в прайм-тайм им придется ждать свободную кабинку или тренажер».

Однако борьба за клиентов очевидна. Тот же «Магис-Спорт» прославился этим летом провокационной наружной рекламой со слоганом «Было — сало». После общественного резонанса появилось продолжение «Хватит трепаться, пойдем тренироваться». Этот клуб и сейчас продолжает агрессивный маркетинг. До недавних пор тем, кто искал профильную информацию в поисковике «Яндекс», предлагалось обменять карты их клуба на «Магис».

Конкуренция идет и в других плоскостях. Этой осенью тот же «Магис-Спорт» заявил о себе в новом сегменте — в сентябре начнет работать «Магис Дети» с бассейнами. «Он похож на советские Дома пионеров, но с современным оборудованием и сервисом. Здесь ребятам предложат занятия не только в спортивных секциях», — рассказал altapress.ru Владимир Гордейчик. Ежемесячная оплата одного направления составит от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. Клубной системы здесь не предусмотрено.

Но чаще клиента пытаются привлечь более низкой ценой, что неизбежно отражается на качестве услуг или их перечне. Например, число групповых занятий, предусмотренных клубной картой, может сокращаться, их вытесняют уроки за дополнительную плату. Или клуб отказывается от услуг медработников, тренеров с именем, не ремонтирует помещения и т. д. «Демпинг стал признаком сегодняшнего рынка фитнес-услуг. Некоторые не выдерживают конкуренции и снижают стоимость. Это ломает рынок, не позволяет развивать бизнес», — рассказывает Наталья Зубкова. По словам эксперта, абонентская плата за занятия в клубе с бассейном сегодня не может быть ниже 45−50 тыс. рублей в год. Без бассейна — 25 тыс. На практике же некоторые предлагают абонементы значительно дешевле.

Спорт в День России в Барнауле. 12 июня 2016 года.
Олег Богданов

Завтра уже приходит

Пока местные игроки упражняются в маркетинговых стратегиях, к выходу на барнаульский рынок готовится самая большая федеральная сеть «Алекс Фитнес». Представители сети не дают комментариев о том, когда и какой зал они планируют открыть. Однако один из собеседников altapress.ru рассказал о его специфике: «Он многих заткнет за пояс дорогостоящим высококлассным оборудованием и очень низкой стоимостью абонемента. Такого сочетания не могут позволить себе местные игроки. Но этот клуб жестко заточен на продвижение платных услуг. Он не нанимает тренеров в штат, а сдает им зал в аренду. То есть предоставляет доступ к потенциальным клиентам, за что нужно заплатить. Все, что получают свыше, остается в их кармане. Посещать такой клуб имеет смысл тем, кто может тренироваться сам».

Вместе с тем, говорят участники рынка, хороший тренерский состав — это проблема.

Денис Капустин,
президент Алтайской федерации бодибилдинга и фитнеса:

Мы сами готовим себе нужных людей. К сожалению, выпускник спортфака не может работать тренером зала, равно как и тот, кто прослушал профильные курсы. Чтобы стать хорошим специалистом, нужна практика и время на личное участие во всех этапах тренировок, включая набор массы тела, сушку. Нужно разбираться в препаратах, которые предлагает фитнес-индустрия, и еще во многом другом.

Тренды

1 Растет число спортивных магазинов

Рост рынка подтверждают и намерения федеральных компаний, специализирующихся на продаже товаров для спорта. Осенью в ТРЦ «Арена» начнет работать магазин спорттоваров французской сети Decathlon (2,5 тыс. кв. м), а в будущем году в ТРЦ Galaxy планируют открыть гипермаркет «Спортмастер» (3,5 тыс. кв. м). В разы увеличилось количество продавцов спортивного питания.

2 Осваивают новые районы

Наряду с классическими тренажерными залами в новостройках открываются небольшие студии, которые предлагают особые тренировки: «для женщин», «для похудения с использованием спецоборудования», «для занятия йогой», «для обучения танцу» и т. д. Их основатели? часто люди, которые имеют опыт работы в спортзалах Барнаула.

3 Тренировки-новинки

По словам Натальи Зубковой, сегодня актуальны функциональные тренировки. «Зачастую человек с прокачанными мышцами не может подпрыгнуть, нагнуться, он не мобильный. С классическим бодибилдингом спорит функциональный тренинг. Человек становится выносливым, у него подтянуты мышцы, и при этом он мобилен».

Другой способ получить красивое тело — использовать современные технологии для тренировок. Например, костюм с электродами для дополнительного стимулирования мышц во время упражнений. Разработчики утверждают, что это позволяет быстрее наращивать мышечную массу и худеть. Курс из четырех тренировок стоит около 4,8 тыс. рублей.

Цитата

Алексей Меркулов,
владелец сети «Рельеф»:

Чтобы иметь хорошую форму или похудеть, не обязательно посещать групповые занятия. Они дают быстрый эффект после первых занятий, но потом подвижек нет. Такие тренировки хороши для разнообразия, а вот для результата нужно регулярно заниматься на тренажерах.

Динамика рынка платных услуг «Физическая культура и спорт» в Алтайском крае

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость