Потребитель

Нельзя, но можно

Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".
Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".

Один житель Англии как-то мне сказал: весело у вас, все запрещенное на самом деле можно. Все, что нельзя, — за дополнительную плату разрешается. Одни и те же русские тут могут либо с гордостью поддакнуть: "Да, мы такие!", либо с тоской признать: "Да, у нас вечный беспредел". Зависит от ситуации.

Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".
Татьяна Крикун, корреспондент ИД "Алтапресс".

У нас действительно можно многое из того, что европейцу даже в голову не придет. Взять самое простое — "Качай музыку бесплатно!". Объявления вроде этого каждый день укрепляют российскую веру в то, что кража продуктов интеллектуального труда — это нормально. Или популярное сегодня "Избавим от кредитных долгов". Шарлатаны или нет, но в любом случае должникам как бы говорят: даже если взял в банке кредит, платить по нему на тех условиях, на каких брал, необязательно. Зачем нести ответственность за то, что в потребительском пылу нахватал долгов? Можно просто стать жертвой и требовать защиты.

Такие призывы не нашли бы отклика в душе европейца. Но у россиян всегда были особые отношения с законом.

В Алтайском крае запрещена продажа алкоголя после 21.00, потому что у нас официальная борьба с пьянством. Но в "пивных барах", которыми стали  розничные точки после запрета, все можно купить в любое время, и все покупают, и с этим никто ничего не делает. Посетители ресторанов вроде бы не имеют права курить на территории заведения. Но в каждом втором общепите все же отведены полутайные места для этого. Все попытки иностранных авторов книг и музыки обуздать российское "пиратство" тщетны. Но кого-то из нас такое по-настоящему беспокоит, только честно? Нет, все, как мы любим.

И в этом все дело. Любовь к беззаконию и безответственности одна во всех сферах, от смешных до серьезных. С одной стороны, жить с такой общепринятой любовью, как сказал англичанин, "весело". С другой стороны, становится грустно, когда в тюрьмы порой сажают невиновных, а в аппарате правления регионов и федерации могут сидеть преступники.

Становится печально, когда мы сталкиваемся с обязательными неофициальными выплатами неизвестно кому в вузе. И совсем уж тоскливо, когда ваш лечащий врач купил свой диплом или сам куплен фармпроизводителями и у него и в мыслях нет вам помогать.

Но все равно мы сами предлагаем откупиться от гаишника, чтобы отстал и позволил гонять дальше. Мы качаем с торрентов. Мы по своей инициативе несем врачам коньяк. "Ну да, нам удалось получить свой проект раньше благодаря обаянию, которое шелестит", — как ни в чем не бывало сообщил мне недавно в беседе один предприниматель.

Мы не просто привыкли жить в такой системе. Нам до какого-то момента даже нравятся такие правила игры. Так гораздо проще, чем каждый день нести личную ответственность за порядок в стране. Только вот какое право после этого мы имеем жаловаться на то, что у нас смертоносные дороги, в вуз не попасть без взятки, а власти куплены? Незащищенность и  отсутствие социальных гарантий — неотъемлемая часть "веселья" в мелочах. Надо определиться, что нам нужнее. Если закон — то закон во всем. Но на такое, боюсь, мало какой русский согласится.

А раз так, то и нечего жаловаться. Сегодня все, как мы любим.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость