День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквями (кроме Финской церкви), как и все связанные с ним события пасхального круга.
Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому "старому стилю") и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или "новому стилю").
В Русской Православной Церкви, а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и на Афоне события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю.
В Александрийской, Антиохийской, Элладской, Кипрской, Румынской, Польской, Болгарской и частично в других Поместных Православных Церквях даты неподвижного круга отмечают по григорианскому календарю. Получается, что Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, то есть 25 декабря.
Православные Великие и Двунадесятые праздники в 2011 году:
- 7 января (25 декабря по ст. ст.) — Рождество Христово
- 14 (1 января по ст. ст.) — Обрезание Господне и свт. Василия Великого
- 19 (6 по ст. ст.) — Крещение Господне, или Богоявление
- 15 февраля (2 по ст. ст.) — Сретение Господне
- 7 апреля (25 марта по ст. ст.) — Благовещение Пресвятой Богородицы
- 17 апреля (4 по ст. ст.) — Неделя Ваий, Вход Господень в Иерусалим
- 24 апреля (11 апреля по ст. ст.) — Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение
- 2 июня (20 по ст. ст.) — Вознесение Господне
- 12 июня (30 по ст. ст.) — День Святой Троицы, или Пятидесятница
- 7 июля (24 июня по ст. ст.) — Рождество Иоанна Предтечи
- 12 июля (29 июня по ст. ст.) — Святых первоапостолов Петра и Павла
- 19 августа (6 по ст. ст.) — Преображение Господне
- 28 августа (15 по ст. ст.) — Успение Пресвятой Богородицы
- 11 сентября (29 августа по ст. ст.) — Усекновение главы Иоанна Предтечи
- 21 сентября (8 по ст. ст.) — Рождество Пресвятой Богородицы
- 27 сентября (14 по ст. ст.) — Воздвижение Креста Господня
- 14 октября (1 по ст. ст.) — Покров Пресвятой Богородицы
- 4 декабря (21 ноября по ст. ст.) — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Церковные посты
Многодневные посты:
- Великий пост — с 7 марта по 23 апреля (22 февраля — 10 апреля ст. ст.)
- Петров пост — с 20 июня по 11 июля (7 июня — 28 июня ст. ст.)
- Успенский пост — с 14 августа по 28 августа (1 августа — 15 августа ст. ст.)
- Рождественский пост — с 28 ноября по 6 января (14 ноября — 24 декабря ст. ст.)
Однодневные посты:
- Среда и пятница, за исключением сплошных седмиц и Святок.
- Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января (5 января по ст. ст.)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября (29 августа по ст. ст.)
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (14 сентября по ст. ст.)
Дни особого поминовения усопших
- Суббота мясопустная — 26 февраля (13 февраля по ст. ст.)
- Суббота 2-я Великого поста — 19 марта (6 марта по ст. ст.)
- Суббота 3-я Великого поста — 26 марта (13 марта по ст. ст.)
- Суббота 4-я Великого поста — 2 апреля (20 марта по ст. ст.)
- Радоница — 3 мая (20 апреля по ст. ст.)
- Суббота Троицкая — 11 июня (29 мая по ст. ст.)
- Суббота Димитриевская — 5 ноября (23 октября по ст. ст.)
Сплошные седмицы (в них можно не соблюдать пост по средам и пятницам)
- Святки — с 7 по 17 января (25 декабря — 4 января ст. ст.)
- Мытаря и фарисея — с 13 февраля по 19 февраля (6 февраля — 10 апреля ст. ст.)
- Сырная (масленица) — с 27 февраля по 5 марта (14 февраля — 20 февраля ст. ст.)
- Пасхальная (Светлая) — с 24 апреля по 30 апреля (11 апреля — 17 апреля ст. ст.)
- Троицкая — с 12 июня по 18 июня (30 мая — 5 июня ст. ст.)
О многодневных постах:
Великий Пост
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" — воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи. В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (ни в коем случае водки).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная.
Петров или Апостольский пост
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
Успенский пост (с 14 по 28 августа)
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.
Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня.
Самое важное - в нашем Telegram-канале