Потребитель

Нужны ли России отечественный мобильник и своя операционная система?

Госкорпорация "Ростехнологии" обратилась в Минкомсвязи с предложением назначить её "оператором национальной операционной системы". Практически в тот же день руководитель корпорации Сергей Чемезов показал Дмитрию Медведеву прототип "российского" смартфона, который будет производиться для сетей 4G. Эксперты сомневаются в целесообразности всех этих затей, - пишет Частный корреспондент.ру.

Национальная ОС – нужна ли она?

Минкомсвязи, разрешило "Ростехнологиям" взяться за пилотный проект внедрения собственной операционной системы на базе Linux.
Как уже писал altapress.ru, проект стартует в Самаре, Великом Новгороде и Туле.

На разработку "национальной ОС" рассчитывал и фонд NGI, купивший миноритарный пакет во французском разработчике ОС Linux - Mandriva. Собственно, самого конкурса на создание российской "операционки", которая, как предполагается, должна быть установлена на компьютерах всех чиновников страны, ещё не было. Минкомсвязи собирается провести его в начале 2011 года. Но кто станет его победителем, кажется, уже понятно. Как известно, победитель сможет претендовать на ежегодные дотации в размере 10 миллиардов рублей из бюджета.

"Ростехнологии" действительно выглядят хорошим подрядчиком по этому проекту: "дочка" корпорации - концерн "Сириус" - уже приобрела блокирующий пакет акций ООО "Альт Линукс", единственного заметного в стране разработчика программного обеспечения с открытым кодом на базе ядра Linux.

Отдельный вопрос: нужна ли вообще России собственная операционная система? Целесообразность проекта выглядит крайне сомнительно.

В современном мире значение имеют только операционные системы с мировым именем — Windows и Mac OS X. Суммарно они контролируют cвыше 99% рынка.

Все существующие сегодня дистрибутивы на базе ядра Linux так и не смогли пробиться на массовый рынок, хотя попытки продолжаются уже двадцать лет. Всё, что производится на базе Linux, сегодня, к сожалению, пригодно лишь для программистов, компьютерных "фриков" и продвинутых пользователей. Linux не прижилась даже на дешёвых нетбуках: за пару лет созданная в далёком 2001 году Windows XP вытеснила её без особого труда.

Чем чиновников не устраивает установленная на их компьютерах система от Microsoft? Очевидно, ценой и вопросами национальной безопасности. Что чиновники собираются назвать "национальной ОС", пока сказать трудно. Гендиректор "Линуксцентра" Павел Фролов в интервью газете "Ведомости" говорит, что возможны два варианта: либо просто приклеить новый логотип к коду, написанному на Западе (на это понадобится 150 миллионов рублей), либо создать новый продукт на базе GNU/Linux. Если работать по второму сценарию, на это уйдёт порядка 3—5 лет и 10 миллиардов рублей. По мнению Фролова, именно это и приблизит Россию к мировым технологическим лидерам в области разработки программного обеспечения. Страна в результате, по мнению эксперта, может получить собственную ОС с серьёзной системой безопасности, полным набором необходимых приложений и системами управления базами данных.

Российские чиновники живут в отрыве от IT-реальности

В то же время вопрос о необходимости создания национальной ОС обсуждают уже далеко не первый год. Оно и понятно: желание чиновников создать систему, замкнутую на внутреннем рынке, не совсем логично. Хорошая операционная система должна продаваться на мировом рынке, а плохая никому не нужна вообще. Поверить в то, что России на бюджетные деньги удастся сделать то, чего не удалось ещё никому - построить на базе Linux достойного конкурента Microsoft Windows и Apple Mac OS X, - невероятно сложно.

Приходится констатировать: наши чиновники живут в полном отрыве от IT-реальности. И идея "национальной ОС" - наглядное тому свидетельство. Сегодня, чтобы сказать своё веское слово на рынке ОС, нужно представить что-то действительно концептуально новое. Такую попытку, например, сейчас предпринимает Google с её операционная система Chrome OS, использующей веб-сервисы вместо традиционных офф-лайновых приложений.

А Россия же, одержимая своей идеей, рискует оказаться в одном ряду с Китаем. Все попытки создать собственную ОС в Китае свелись к простому копированию и переводу на китайский язык одного из западных дистрибутивов Linux. Может, тогда и не стоит тратить миллиарды налогоплательщиков? Если так охота пересадить чиновников на пользование бесплатной системой, то сил российских программистов хватит на то, чтобы доработать уже имеющиеся дистрибутивы. Правда, потом чиновников придётся учить этой системой и сопутствующим ей программным обеспечением пользоваться.

"Отечетственный" мобильник

На встрече с Медведевым глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов показал и новый мобильный телефон, способный работать в сетях стандарта 4G. Оценить новинку можно будет уже в 2011 году. В разговоре с главой государства, который давно слывёт в области новых технологий продвинутым пользователем, Чемезов признался, что, к сожалению, производиться "российский" телефон будет на Тайване, однако "Ростехнологии" хотят перенести производственные мощности на территорию России.

Устройство "заточено" на работу в сети LTE оператора "Скартел" (торговая марка Yota), 25,1% которого принадлежит "Ростехнологиям". Работает продемонстрированный президенту прототип на произведённом за границей железе под управлением Android. Предполагаемая цена – 25-30 тысяч рублей.

Надо отметить, что развёрнутых сетей LTE в России пока нет и не будет до тех пор, пока все заинтересованные стороны - Министерство обороны, Министерство связи и претендующие на соответствующий частотный диапазон операторы - не договорятся между собой, и частоты не будут распределены. У "Скартела" во всяком случае с этим проблемы. Презентация "будущего национального телефона", возможно, должна была убедить президента повлиять на ситуацию с частотами.

Насколько национальным, однако, будет телефон госкорпорации? Первые "российские мобильники" появились в продаже ещё в 2006 году. Их выпуском занимался зеленоградский концерн "Ситроникс". Секрет технологического чуда был несложен: телефоны покупали на Тайване, привозили в Россию и уже здесь упаковывали и клеили свои логотипы. Товар, однако, не прижился на рынке. Что до проекта "Ростехнологий", то экспертам он представляется сомнительным.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что российского в этом телефоне может быть только перевод меню и картонная коробка. Откуда такой пессимизм? Причина проста: в России пока нет ни технологической, ни производственной, ни инженерной базы для создания подобного рода устройств. Презентация, устроенная Чемезовым, считают эксперты, есть не что иное, как политический пиар.

Михаил Фадеев,
независимый аналитик рынка мобильных устройств:

В России нет своего производства, даже сборочного, для телефонов. Достаточно вспомнить провалившиеся проекты "Ситроникса" по сборке коммуникаторов, которые представляли собой банальную продажу сделанного китайскими компаниями телефона с шильдиком "Ситроникса". В лучшем случае уместно говорить о сборке коммуникаторов из комплектов, как это делала в своё время RoverComputers. У Rover была фабрика в Александрове, где компания делала финальную отвёрточную сборку, аналогично тому, как собирают иномарки: из Китая пересылали полный комплект для сборки, здесь собирали в корпус готовые экран и плату, ставили аккумулятор, закручивали 4 шурупа и упаковывали в коробку. Назвать такой телефон отечественным язык не поворачивается.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость