О темпах перемен
– В сфере телекоммуникаций идут фундаментальные изменения, которые несут необозримые возможности и одновременно угрозы. Восторгаюсь, ужасаюсь… Но все-таки восторгаюсь больше.
Раньше мне казалось, что темпы технологических, социальных изменений в обществе не могут быть слишком быстрыми. И существует определенный "временной квант изменений", равный какой-то заметной доли человеческой жизни и определяемый скоростью человеческого обучения, восприятия, привыкания к новшествам. Сейчас я начинаю в этом сомневаться.
Сегодня темпы перемен настолько высоки, что в одной семье под одной крышей могут оказаться деды и внуки, которые являются представителями разных цивилизаций. Недавно у меня в гостях был один известный писатель. И в ходе разговора выяснилось, что он до сих пор работает на пишущей машинке, не пользуется компьютером. Этот разговор услышал мой внук и удивленно спросил: "Как это? Он прямо на принтере печатает, без компьютера?" Он не понял, о чем идет речь!
Известно, что недостаток информации приводит к идиотизму. Пример тому – дети, лишенные в раннем детстве нормального человеческого общения. Это реальные, а не сказочные маугли. Но избыток информации тоже, кажется, способствует отупению. Приходилось слышать мнение, что люди уже в принципе не могут читать длинные тексты. Какая "Война и мир"?! Сейчас уже многие газет не читают. Только SMS!
Интернет меняет подход даже к таким актуальным для нашей страны явлениям, как политическая цензура. Можно цензурировать основные телевизионные каналы, но когда их сотни, и когда почти все выложено в Интернете… При этом ни один канал не может привлечь столько внимания, чтобы все сказали: "Вы видели, сегодня по телевизору показывали такое!"
О будущем "сотовиков"
– Когда в начале 90-х годов стартовал наш бизнес (речь идет о "ВымпелКоме". – Прим. "СК"), он заключался в предоставлении человеку возможности поговорить с кем нужно, где бы он ни находился. Мы давали людям связь со всем миром. И это казалось чудом. А сейчас это становится обыденным явлением. Я думаю, что может сложиться ситуация, когда услуга предоставления технической возможности голосовой связи и доступа в Интернет станет такой же обыденной и дешевой, как электричество или водопровод. На первый план выйдут люди и компании, которые будут предоставлять контент. А по какому каналу – это уже второй вопрос. Вот в этом присутствует угроза для операторов.
Сейчас очевидно начинает доминировать трафик, а не голос. Замечаю даже по себе. У меня в смартфоне постоянно используются вкладки с обзорами прессы, прогнозом погоды, спортивными новостями, почтой. В телефоне даже картинки есть. Какая прелесть, да?! Сотовая связь и Интернет сейчас сливаются. Когда я сижу в Интернете, очень часто пользуюсь не сотовой связью, а Skype.
О политике государства
– То, что государство сегодня вмешивается в деятельность сотовых компаний, в частности, пытается регулировать цены на роуминг, это неправильно. "Блюдя достоинство и честь, не лезь, куда не надо лезть". У государства действительно есть функция – преследовать монополизм. Но в случае с роумингом монополизма ведь не было. Кстати, его отсутствие – одна из причин фантастически быстрого развития сотовой связи в России, первоначально мы отставали от многих стран лет на десять. Это был тот редкий случай, когда на рынке удалось создать более или менее добропорядочную конкуренцию. И сейчас регулирование не приведет ни к чему хорошему.
Об инакомыслии
– Я знаю людей, у которых такое качество, как любопытство, интерес к новому знанию, является стержнем в жизни. И задача общества, в том числе фонда "Династия" (см. "Справку". – Прим. "СК"), – находить таких людей и помогать им состояться. Их очень немного, но от них критически зависит судьба человечества. Общество, которое не поддерживает своих интеллектуальных лидеров, обречено.
У людей, которые что-то способны сделать в науке, технике, по-другому устроены мозги. Они не такие, как все, другие. Уважение к другому, понимание того, что его не надо "бить по голове" за иной способ мышления, уважение к инакомыслию – это необходимо обществу. В нашей стране с этим плохо. Надо понимать, что если не уважать инакомыслие, в том числе и политическое, то не будет и тех, кто двигает вперед науку и технику.
О "ВымпелКоме"
– Я считаю, что 90-е годы для меня и моих коллег были фантастическими. Годы, когда мы говорили: "Ребята, мы все можем!" Потрясающие совершенно были годы, когда совпало и становление нового общественного и делового строя в стране, и то, что нам волею судеб удалось ухватить совершенно новую технологию. Все было вновь. Было время фантастического азарта. Конечно, нам повезло. Сейчас другие времена. Много бесчестного бизнеса, который базируется на близости к власти. Понятно, что это неустойчивая позиция. А вот создать бизнес в каких-то новых отраслях, "уловить новинку" не всегда получается.
Когда я ушел в отставку, я наблюдал за "ВымпелКомом" с чувством отца, который смотрит на взрослого сына, у которого своя жизнь, семья. Сидишь, переживаешь, но вмешиваться уже не моги. А сейчас уже вообще смотрю, как на внука. И горжусь, конечно.
Справка
Дмитрий Борисович Зимин – почетный президент компании "ВымпелКом", академик Международной академии связи, член президиума Российской академии бизнеса и предпринимательства.
Является автором более 100 научных трудов и изобретений. Более 35 лет занимал руководящие посты в Радиотехническом институте (РТИ) имени академика
А. Л. Минца. В 1992 году стал инициатором создания компании "ВымпелКом". В 1996 году "ВымпелКом" стал первой компанией в истории новой России, которая разместила свои акции на
Нью-Йоркской фондовой бирже.
В мае 2001 года Дмитрий Зимин оставил должность генерального директора "ВымпелКома" и основал фонд некоммерческих программ "Династия", цель деятельности которого – поддержка российской фундаментальной науки и образования, популяризация научных знаний в обществе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале