Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

От лифта!

Всю правдуо барнаульских лифтах читайте в новом выпуске газеты «Купи-продай»

Хрясь! И лифт застревает между этажами… А до квартиры-то рукой подать! Мы нажимаем кнопку вызова лифтера и с негодованием сообщаем ему о случившемся и о том, что мы думаем и о нем, и обо всем лифтовом хозяйстве города… До боли знакомая ситуация. А кстати, что вы знаете об этом самом лифтовом хозяйстве? Подозреваем, что немного. Поэтому — рассказываем: сколько лифтов в жилых домах нашего города, какова их цена, кто их монтирует, кто чинит, кто обслуживает. А заодно совершим небольшой экскурс в историю лифтов.

Когда в Барнауле построили первый дом с лифтами, он сразу стал достопримечательностью. Можно только догадываться, какие ему пришлось вынести нагрузки, катая без устали всю окрестную детвору. Ну и жильцы, понятное дело, радовались. Теперь лифты есть в любом многоэтажном доме, и отношение к ним стало совсем другим: их превратили в туалеты, их исписывают от пола до потолка, ломают в них плафоны и обшивку, их даже поджигают.

Беспокойное хозяйство

В жилых домах Барнаула, находящихся в муниципальной собственности работают (и не работают) 1809 лифтов:

Ленинский район — 598 лифтов;

Железнодорожный район — 133 лифта;

Центральный район — 201 лифт;

Октябрьский район — 121 лифт;

Индустриальный район — 756 лифтов.

По словам Виктора Гамбурга, главного инженера комитета муниципального жилищного хозяйства администрации города, из всех лифтов сейчас не работают всего 18. Из них 11 — на профилактическом ремонте, 3 — стоят из-за отсутствия дорогих запчастей, а еще четыре лифта сожжены дотла разгильдяями-жильцами. Полная замена сгоревшего лифта обходится городскому бюджету в 500 тысяч рублей.

А так как на эти же деньги можно провести ремонтно-восстановительные работы пятидесяти (!) лифтов, то логичнее их направить именно сюда. Так что злостные поджигатели сами себя «лифтанули» и ходить пешком им придется еще год-два.

Срок службы лифта — 25 лет. По истечение этого времени проводится диагностическое обследование лифта: техосмотр лифтового оборудования, самой кабины. После диагностики дается заключение о состоянии лифта, и по его результатам проводятся ремонтно-восстановительные работы. Если лифт очень износился, то проводится его модернизация — более тщательный ремонт, на который расходуется около 300 тысяч рублей.

Когда, наконец, лифт вновь готов к работе, ему «разрешается» служить еще три года. Далее — снова диагностика. Продлевать срок эксплуатации лифта можно не более трех раз.

В этом году в Барнауле было отремонтировано 142 лифта, на что было потрачено 4 миллиона 750 тысяч рублей. Все деньги выделялись из городского бюджета. Такого количества отремонтированных за один год лифтов не было давно, и можно назвать рекордным. В следующем году планируется провести диагностику 86 лифтам.

Первый дом с лифтами

Самый первый дом с лифтами, первая девятиэтажка Барнаула, был построен в 1970 году на улице Попова, 59. Сейчас эта девятиэтажка считается самым сложным объектом по ремонту лифтов. В доме их шесть и только два из них ремонтируются и, возможно, будут введены в эксплуатацию в этом году. Четырем остальным «отдыхать» до следующего года. Так что счастливым обладателем первых лифтов предстоит еще не один месяц топать по лестницам, ругая коммунальщиков. Дело в том, что эти старые лифты требуют чуть не полной замены всего лифтового оборудования, а средств на это как всегда нет.

Большие пробежки по этажам ожидают и жителей других многоэтажек на ул. Попова, а также на ул. Гущина. Правда, физические нагрузки нагрянут в 2005 году, так как этот район сдавался в эксплуатацию 25 лет назад.

Более-менее спокойно в этом отношении можно чувствовать себя жителям Индустриального района, так как до диагностики их лифтов еще достаточно далеко.

Лифтсервис

Лифты всех жилых домов находятся на балансе МЖХ, а вот ремонт и техобслуживание проводят совсем другие организации, с которыми МЖХ заключает договоры. И если в старые добрые времена была лишь одна такая организация, то теперь их четыре: «Алтайлифтсервис», «Союзлифтмонтаж», «Технолифт» и «Алтайлифткомплект».

Одно время между этими организациями разгорались нешуточные страсти за право обслуживания лифтов (деньги на это отпускаются немалые). Но «передел собственности» прошел, хоть и со скандалами. Каждому Сеньке досталось по шапке: все лифты многоэтажек были распределены и закреплены.

Лифтопада не будет!

Некоторые, поднимаясь в лифте, заметно нервничают: а ну как лифт оборвется и упадет! Эти страхи чаще всего навеяны фильмами-ужастиками, где лифты обрываются и с бешеной скоростью летят вниз, не оставляя находящимся в них людям никаких шансов на спасение.

На самом деле обрыв лифта — вещь почти невероятная. Дело в том, что у него существует несколько систем защиты даже от теоретически возможных случаев обрыва. Эти системы защиты срабатывают при любых отклонениях от нормальной работы механизма.

Есть так называемые «ловители», которые стоят на каждом этаже шахты лифта и срабатывают на увеличение скорости движения лифта. То есть, если лифт пошел чуть быстрее или с какими-то рывками, то он блокируется «ловителями» на ближайшем этаже. На каждом этаже есть электрические контакты прохождения лифта, которые срабатывают при неправильном его движении.

Есть замки на дверях шахт, которые: во-первых, не позволяют открывать двери шахты во время движения лифта; во-вторых, сразу стопорят лифт, если двери шахты даже слегка каким-то образом приоткрываются.

Три троса, которые с помощью лебедки поднимают лифт, тоже не могут сразу оборваться, а при обрыве одного из них лифт сразу же блокируется.

При отключении электричества лифт мгновенно механически блокируется и не сдвинется с места (даже если электричество вновь появилось) до тех пор, пока лифтер не запустит лифт специальным рубильником.

Наконец, на дне шахты закреплены четыре больших и толстых пружины, которые самортизируют лифт при его падении. Все перечисленное — далеко не полный набор видов защиты лифта от падения.

Естественно, лифт ежедневно подвергается осмотру, и в случае обнаружения каких-то мелких неполадок вызывают механика для их устранения. Раз в месяц по плану механик проводит осмотр лифта вне зависимости от того, вызвали его раньше к этому лифту или нет. А раз в год происходит более подробный техосмотр с испытанием всех узлов лифтового оборудования.

Нужно сказать, что за все время работы лифтов в городе, то есть, с 1970 года не было ни одного случая их обрыва.

«Лифортово»

Если вы застряли в лифте, сохраняйте спокойствие.

Самое главное в этой ситуации — не нервничать и не паниковать. Лифт останавливается только в случае какого-либо отклонения от нормы в его работе, и если он вдруг застопорился, то вам нужно только радоваться — теперь он точно не оборвется.

Что нужно делать:

1. Нажать кнопку вызова лифтера и ждать, когда он с вами свяжется.

2. Если в течение двух-трех минут лифтер не вышел с вами на связь, нужно требовательнее нажимать кнопку вызова (возможно, лифтер в это время освобождает другого такого же бедолагу, как вы). В любом случае лифтер ответит на ваш вызов.

3. После того, как вы связались с лифтером, спокойно и обстоятельно расскажите ему о случившемся. Если вы будете путаться в объяснениях или того хуже — грубить, то быстрее ваше освобождение не произойдет.

4. Далее вам остается только ждать, когда лифтеры либо своими силами вас выпустят, а если это невозможно, вызовут аварийную машину. Обычно процесс освобождения занимает не более 15−20 минут, и пока вы томитесь в «одиночке» можно спокойно подумать о чем-нибудь высоком и вечном.

5. После того, как вы вышли из «лифортово», не постесняйтесь поблагодарить лифтеров за вновь обретенную свободу. Тем более, что лифтеры — точно не виноваты в том, что лифт застрял. А открывать его вручную дело, поверьте очень тяжелое.

Что делать не нужно:

* Ни в коем случае не нужно пытаться самому освободиться из лифта. Ни к чему хорошему это не приведет.

* В лифте нельзя курить вообще, а тем более, когда вы там застряли. Наберитесь терпения — лишняя сигарета все равно на пользу не пойдет.

Кто б в лифтеры-то пошел?

По существующей норме 1809 городских лифтов должны обслуживать 937 лифтеров. Сейчас работают только 834 лифтера. Нехватка — 104 человека. Объясняется это в первую очередь низкой зарплатой лифтера — 816 рублей со всеми накрутками. Не привлекает даже то, что сейчас, как и раньше, можно и работать, и получать пенсию. Не хотят бабушки идти в лифтеры и все тут! Возможно, с повышением цен на некоторые виды коммунальных услуг повысится зарплата и у лифтеров, тогда проблема нехватки кадров будет снята.

Чтобы стать лифтером, необходимо получить направление на учебу от ЖЭУ в профессионально-техническое училище № 18 и после обучения пройти практику. И только потом вы становитесь настоящим лифтером. Не секрет, что многие считают работу лифтера «не бей лежачего». Однако в действительности это совсем не так.

График работы лифтера — сутки через трое. Рабочий день начинается в восемь утра. Лифтер принимает смену и делает так называемый «ежемесячный утренний технический осмотр». На одного лифтера по норме приходится не более 150 этажей (12−14 лифтов). Вот эти 150 этажей он с утречка и обегает, проверяя исправность работы каждой ввереной ему шахтной двери.

Лифтер также осматривает все свои лифты и машинные отделения, выявляя неполадки в работе, которые ему в течении дня либо самому, либо с механиком нужно будет устранить. В машинном отделении осматривается рабочее состояние лебедок, наличие освещения, вентиляции в шахте, температура в которой должно быть от 5 до 35 градусов тепла. После проверки лифтеру в течении дня нужно провести уборку всех своих лифтов. Уборку желательно делать влажную (хоть это по инструкции и запрещено), но ведь мы знаем, что иногда можно обнаружить в лифтах, и сухая уборка здесь не поможет. Позже нужно провести повторный технический осмотр всех своих объектов.

А в это время кто-то застревает в лифтах, и нужно спешить на помощь как можно быстрее. Иногда случается за смену раз 15 вызволять застрявших.

Освобождение человека из лифта — вообще особая тема. Лифт отключается от электропитания и лифтеры (а они заступают на смену по двое) с помощью маховика вручную (!) подтягивают лифт до ближайшего этажа. Занятие, скажем прямо, не из легких. Вот вам и «не бей лежачего».

Лифтер — друг человека

Надежда Дегтярева и Галина Колодинова вот уже 20 лет работают лифтерами, а последние шесть лет — напарницы по смене. И они знают все тонкости этого дела.

— Двадцать лет, почти ежедневное «общение» с лифтами… Скуку не навевает?

— Скорее, постоянное общение с людьми. Что, кстати, и привлекает в этой работе более всего, — рассказывает Надежда Дегтярева. — Тут же каждый день что-то происходит, каждый день не похож на другой, так что скучной нашу работу назвать нельзя. У нас общение с людьми даже входит в круг обязанностей лифтера. Мы ведь должны в принципе всех жильцов знать и в случае чего оказывать им помощь.

Вот, например, в нашем доме женщина живет, у нее клаустрофобия — боится одна ездить в лифтах, так мы с ней туда-сюда всегда катаемся. Есть несколько глухонемых. Мы их тоже знаем, и если лифт в их подъезде застрял, а на вызов никто не отвечает, значит это они, голубчики, там сидят.

Для бабушек местных мы прямо, как няньки, — провожаем их от лифта до лавочек, потом обратно к лифту. Они как сверху едут, так сразу по «вызову» нам кричат: «Девочки, встречайте».

— И часто вы так по «вызову» общаетесь?

— Да, у нас «вызов» уже как телефонная станция работает, — говорит Галина Колодинова. — Если у людей в квартирах нет телефонов, они нас по «вызову» просят то в «скорую» позвонить, то слесарям, то еще что-нибудь, милицию сколько раз просили вызывать. Один раз прямо орут: «Помогите, убивают!». Мы скорее в милицию позвонили, те приехали, поднялись — а там уже пьяный народ «мировую» пьет.

— На праздники самое «веселье» для вас начинается?

— Ой, да не говорите. На праздники народ пьет и нам, как всегда, достается. И хорошего, и плохого. Бывает, молодежь гуляет, им скучно делается, начинают с нами по «вызову» общаться. То за стол приглашают, то сами с гостинцами наведываются. Им-то после седьмой никак не понять, что мы на работе.

Иногда народ, наоборот, спьяну всякие номера начинает выкидывать. Был вот случай: вечером вышел из строя лифт и его только механики утром починить могут. А одному мужчине никак не хотелось пешком на седьмой этаж подниматься. Включайте, говорит, лифт и все! Потом, рассердился, выхватил пистолет и грозит нам. Ну мы хоть перепугались, а виду не подали, начали его стыдить. Он, видимо, поостыл и скоро убежал. А сколько избитых по праздникам к нам заглядывают, чтобы «скорую» или милицию вызвать — это уж и не счесть.

— По ночам, наверное, скучно не бывает?

— По ночам хуже всего работать в 12-этажках. Там если лифт застрянет, надо подниматься по лестнице, которая, во-первых, отделена от квартир на этажах двумя коридорами, а, во-вторых, вход на нее начинается не из подъезда, а с улицы. Поэтому, эти лестницы себе облюбовали бомжи для ночлежек. Вот если свет выключат вечером и кто-то в лифте застрял, то надо подниматься по этой лестнице 12 этажей. От страха спина мокрая делается. Идешь, то наступишь на кого-нибудь, то костер впереди себя увидишь — они там, оказывается, греются. Иногда туда собаки большие забегают: рычат и прохода не дают.

Хорошо, если два лифта работают (в 12-этажках есть и пассажирский, и грузо-пассажирский лифт, который шире и поднимает до 500 кг), на каком-нибудь наверх да уедешь, все не по лестнице.

— А грузопассажирский лифт намного удобнее обыкновенного?

— В общем ненамного, но некоторые объемные предметы на нем перевозить можно: кресла, шкафчики и т. д. Опять же покойники туда входят. Правда, к ним подушки привязывают, крышкой закрывают и спускают в лифте в вертикальном положении. Так и провожают покойника в последний путь — стоя.

— В работе лифтера, наверняка, есть какие-нибудь особенности …

— Есть, и опять же в общении с людьми. Если ты к ним по-человечески, то и они тебе тем же ответят. Особенно это касается детей. Они ведь растут на наших глазах и мы для них стараемся быть няньками что ли. Иногда пожуришь их за шалость, за катание в лифтах — это из диспетчерской всегда заметно. Свяжешься с ними по «вызову» и пригрозишь, мол в кабине есть маленькая видеокамера и мы все видим.

А иногда похвалишь за что-нибудь, просто поговоришь по-хорошему. И когда они вырастают, то уважение к тебе, как к человеку имеют.

Вот был случай: сидят подростки в подъезде, может шумели немного, и кто-то вызвал милицию. Сижу в лифтерной — вдруг стук: открываю — стоит знакомый мальчик с милиционером и говорит: «Теть Галь, скажите маме, что меня милиция забрала, а то она меня потеряет и волноваться будет сильно». Я милиционеров уговорила ребятишек не наказывать, и точно, через полчаса они их отпустили.

— Скажите по секрету, почему в новых многоэтажных домах лифты запускаются аж через год после вселения?

— Нам кажется, что наши начальники так лифты беречь стараются. Если новый лифт ставить сразу — на нем будут возить при вселении тяжелые вещи. А когда народ вселился, лифт уже работает в щадящем режиме, перевозя только людей.

Историческая справка

* Первые упоминания о лифте имеются в трудах римского архитектора Ветрувия, который сообщает, что Архимед построил подъемный аппарат еще в 236 году до нашей эры.

* В литературных источниках более позднего периода упоминается о подъемных устройствах с подвешенной на пеньковом канате кабиной, приводимых в движение вручную или с помощью домашних животных. Такие устройства использовались в Синайском монастыре в Египте в середине VI века нашей эры, во дворцовых и монастырских постройках Франции в XIII веке, в Виндзорском замке в Англии в XVII веке и т. д.

* В России лифты стали применятся с середины XVIII столетия. В 1795 году изобретатель-самоучка Иван Кулибин создал лифт с винтовым механизмом подъема для Зимнего дворца.

* Бурное же развитие лифтового строения началось в конце XIX века и связано с мощным развитием промышленности в Европе и Северной Америке. * Первые подъемники, послужившие прототипом современных лифтов, появились в США в 1850 году. Эти лифты приводились в движение с помощью паровой машины.

* В 1878 году был изобретен ограничитель скорости, автоматически включающий ловители при превышении скорости лифта.

* А в 1880 году в США появился первый электрический лифт Отиса. К концу XX столетия лифты с электроприводом заняли доминирующее положение, постепенно вытесняя лифты с другими системами привода.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость