Сторонники перевозчика из города Яровое Владимира Гезова называют его борцом за права предпринимателя, противники – жалобщиком, который не работает сам и не дает работать другим. Борьбу на уровне краевых ведомств и судов г-н Гезов почти четыре года. В числе самых жестких условий своей деятельности он выделяет предвзятое отношение мэра города, происки основного конкурента и нежелание краевых чиновников услышать правду. Итогом всех писем, обращений и жалоб Гезова стало ходатайство Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи о лишении его междугороднего маршрута, направленное в Минтранс РФ.
Первый среди равных
Владимир Гезов начал заниматься перевозками в Яровом в 1990-е годы, когда там еще не было автовокзала. Рынок был конкурентосвободен и слаборегулируем. Когда в город начали заходить другие перевозчики, они должны были согласовывать с предпринимателем время отправлений рейсов на основе действующего на тот момент постановления администрации края. Но правило почему-то не соблюдалось, а Нина Мартынова, ставшая в 2004 году главой муниципалитета, по словам Владимира Гезова, стала проявлять лояльность к его основному конкуренту Валентине Жариковой, которая впоследствии построила в Яровом автовокзал.
"ВД" уже писало о том, что в 2004 году предыдущий мэр Ярового выделил г-ну Гезову участок под строительство павильона для продажи билетов. Постановление глава подписал буквально перед своим уходом. Однако в 2006 году перевозчику в строительстве было отказано. В конце мая 2009 года Владимир Гезов выиграл суд у администрации Ярового, но построить киоск перевозчику так и не позволили.
Не получил он от мэрии и ходатайства об открытии дополнительных рейсов, хотя обращался за ним более 15 раз. В 2007 году администрация мотивировала отказ тем, что документ на аналогичный рейс уже выдан Валентине Жариковой. В 2009 году причиной отказа послужило постановление, утвержденное Ниной Мартыновой. Согласно ему для открытия дополнительного рейса Владимир Гезов должен был представить схему движения автобуса по Яровому, а также договор с автовокзалом. В обоих случаях УФАС по Алтайскому краю признало эти требования ограничивающими Закон "О защите конкуренции". Но ни рейса, ни ходатайства перевозчик так и не получил. Нина Мартынова не нашла времени для комментариев по этому поводу.
ГЛОНАСС раздора
В июне у г-на Гезова появился другой, более весомый повод снова обратиться с антимонопольную службу. Сейчас на рассмотрении ведомства находится его заявление на действия Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, которое намерено лишить предпринимателя маршрута Яровое – Новосибирск.
Замначальника транспортного управления Виктор Прозоров подтвердил, что ходатайство в Минтранс РФ отправлено и там его уже получили. Комментировать позицию краевой администрации он отказался, однако заметил: "С такими перевозчиками, как Гезов, мы бы вообще не хотели иметь дела. Вместо того чтобы работать, он только жалуется. Он создает небезопасные условия движения на маршруте. Сегодня Гезов обратился во многие инстанции, и, пока это дело не будет рассмотрено там, я не буду давать никаких комментариев". Характеристику Владимира Гезова как жалобщика "ВД" услышало и от Сергея Жарикова, который также выполняет перевозки по маршруту Яровое – Новосибирск.
Г-н Прозоров в числе причин, поставивших управление в оппозицию перевозчику, назвал итоги проверки комиссии, которая проводилась в Яровом в мае. Она была назначена вице-губернатором Яковом Ишутиным на основании обращения перевозчика.
Сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю (УГАН) дважды участвовали в проверках в Яровом: в прошлом году и в этом сезоне. В обоих случая проверяли автобусы как Владимира Гезова, так и семьи Жариковых. Начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора управления Станислав Ильин рассказал, что нарушений, которые могли бы инициировать расторжение договора с перевозчиком Гезовым, выявлено не было.
Вместе с тем замначальника УГАН Владимир Мошкин настаивает, что этот предприниматель является самым проблемным перевозчиком в Яровом. "Он пытается нарушить не только транспортное законодательство, но и антимонопольное. Гезов не хочет брать себе малодоходные межмуниципальные маршруты, а пытается остаться на прибыльных", – утверждает г-н Мошкин. Яков Ишутин буквально выставил Владимира Гезова из кабинета, когда тот на приеме попытался вступиться за себя. В качестве основной причины такого отношения краевых чиновников перевозчик видит "пропаганду" мэра Нины Мартыновой. Но есть и еще один пункт, который мог разозлить власти.
В своем письме Якову Ишутину от 27 мая текущего года наравне с другими жалобами предприниматель написал, что пока не готов снабдить навигационными приборами ГЛОНАСС свои автобусы. Предписание о необходимости его установки на пассажирском транспорте было издано Яковом Ишутиным. Федеральный закон предполагает установку такого оборудования к 2010 году.
По мнению одного из экспертов "ВД", это единственный весомый повод для направления в Минтранс РФ ходатайства о лишении перевозчика маршрута. "Я не понимаю, почему Гезов упирается. Ему же будет удобнее. Стоимость комплекта оборудования для одного автобуса составляет 20 тыс. рублей. 50% городских перевозчиков Барнаула сделали это добровольно. Тахометры, которые стоят на автобусах Гезова, устарели. Они отмеряют только время движения, отдыха и скорость движения. ГЛОНАСС же позволит в режиме онлайн отслеживать происходящее с автобусом", – недоумевает собеседник.
По данным УФАС по Алтайскому краю, пока информация о ходе дела по заявлению Гезова отсутствует. Возможно, антимонопольное ведомство сможет обратить процесс отчуждения маршрута в будущем.
Самое важное - в нашем Telegram-канале