Потребитель

Покупатель в законе. Какие правила действуют в магазинах

15 марта, во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. "Ч!Г" не остался в стороне – мы выяснили, какие нормы действуют в магазинах, какой ширины должны быть проходы между рядами, в каких случаях покупатель прав, а в каких последнее слово остается за продавцом.

Супермаркет.
Супермаркет.
Дмитрий Кудрявцев

Еще каких-то 15 лет назад вопрос о правильном размещении товара не возникал вовсе — мучное продавалось в хлебобулочном отделе, молочное соответственно в молочном, ну а бытовая химия и вовсе в другом магазине. Теперь в огромных супермаркетах можно найти все.

"Недавно в магазине одной крупной продуктовой сети увидела такую картину – стоят бутылочки с детским питанием, пюре, смеси, а напротив – стиральные порошки и кондиционеры, – рассказывает читательница Татьяна. – Сразу же возник вопрос: отвечает ли это санитарным требованиям?" В Роспотребнадзоре говорят, что требования к размещению, устройству, планировке, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов и т. д. определены СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов".

"В соответствии с п. 5.6 этого документа в организациях торговли пищевыми продуктами допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке, – объясняет Игорь Салдан, руководитель Алтайского Роспотребнадзора. – В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров".

По словам Елены Наливкиной, директора общества по защите прав потребителей "Правозащита", в соответствии с санитарными требованиями торговля бытовой химией (совместно с продуктами питания) допускается в том случае, если магазин занимает обширную площадь, на которой могут расположиться два отдельных склада. А также  если у владельца магазина есть возможность организовать в торговом зале изолированное по всей высоте помещение с вентиляцией, которое прилегает к наружной стене. В противном случае предприниматель не имеет права торговать химией. Эти же требования должны соблюдаться и при продаже корма для домашних животных.

Все вдребезги

В некоторых отделах, например с хрупкими сувенирами, можно запросто почувствовать себя слоном в посудной лавке – того и гляди незакрепленная вазочка (стоимостью  ползарплаты) упадет, случайно задетая шарфом. Оказывается, не всегда в таких ситуациях следует доставать кошелек и делать виноватое лицо. "Статья 211 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что риск случайной гибели или повреждения товара несет его собственник,  – объясняет Елена. –  Статья 459 гласит, что риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя только тогда, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю". Проще говоря, пока вы не оплатили товар и не взяли его в руки, ответственность лежит на продавце. Договор купли-продажи в супермаркетах не заключается, поэтому подтверждением его заключения будет кассовый чек. Следовательно, возмещение ущерба магазину – это исключительно добровольное дело.

Узко и высоко

В просторные и светлые магазины приятно заходить. Но  большинство супермаркетов (в частности, продуктовых), в этом плане оставляет желать лучшего. Брать тележку в таких магазинах просто бессмысленно – она не проедет между рядами. Да что тележка, даже два человека пройти друг мимо друга смогут с большим трудом. Поговорка "в тесноте, да не в обиде" здесь не действует, и обида на создателей такого магазина остается.

К сожалению, строгих правил и требований в этой сфере нет, есть только рекомендации, и даже они довольно пространны. "Высоту оборудования устанавливают в соответствии с ростом человека, а глубину – в соответствии с длиной вытянутой руки. Самая оптимальная высота размещения товаров 800–1800 мм. Пристенные горки выпускают высотой не более 2200 мм: верхние полки располагают на высоте не более 2000 мм, а нижние – не менее 250 мм от пола, шириной соответственно 200 и 600 мм". Так что придется либо смириться с узкими рядами и высокими полками, либо выбрать другой, более удобный магазин.

Расстояние от рынков и организаций торговли общей площадью более 1000 м2 до жилых зданий должно быть не менее 50 метров (п. 2.9. СП 2.3.6.1066-01).

Вещи под замок?

Еще одно правило, которое возникло с появлением больших магазинов самообслуживания, – оставлять личные вещи в ячейках. Делается это с понятной целью – чтобы недобросовестный покупатель ничего не умыкнул и не смог вынести неоплаченные сосиски в пакете. Хотя, с другой стороны, хитроумный вор и без объемного пакета найдет способ пронести товар мимо кассы.

На самом деле действия охранников и администраторов, которые требуют сдавать личные вещи в камеру, неправомерны и, мало того, противоречат гражданскому законодательству РФ. Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юрлица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

"В случае с ячейками посетителя принуждают заключить публичный договор безвозмездного хранения вещей в кабинках магазина, – говорит Елена. – Посетитель по требованию охранника сдает свои вещи в камеру хранения, принадлежащую магазину, закрывает вещи ключом, принадлежащим магазину, а магазин имеет полный доступ к вещам посетителя, аналог этому – камеры хранения на вокзалах". Но в случае с камерой хранения на вокзалах вы заключаете договор абсолютно добровольно.

Если работники магазина запрещают проходить в торговый зал (а значит, и совершать покупки) посетителю, который отказывается от сдачи своих вещей в камеру хранения, нарушается также статья 426 п. 3 ГК РФ: "Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается". Таким образом, супермаркет сознательно идет на нарушения гражданского законодательства РФ, а это уже носит признаки самоуправства (о чем, кстати, есть соответствующая статья в ГК).

Если же все эти доводы не действуют на упрямых администраторов и охранников, есть еще одна статья, уже из Кодекса об административных правонарушениях. "Поскольку супермаркет при заключении договора купли-продажи принуждает посетителя еще заключать с ним публичный договор хранения вещей, то это предусматривает административную ответственность в соответствии со статьей 14.8 КоАП: "Нарушение иных прав потребителей", – объясняет правозащитник. Согласно этой статье включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Добро пожаловаться

Если покупатель заметил вопиющее нарушение требований и указанных санитарных правил,  нужно обращаться в общественные приемные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю и его территориальные отделы. Более действенным будет письменное обращение с подробным описанием факта нарушения.

Адреса и телефоны управления и его территориальных отделов размещены на сайте 22.rospotrebnadzor.ru в разделе "Электронное правительство", подраздел "Государственные услуги управления".

Сегодня, 15 марта, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю с 9.00 до 18.00 проводит день открытых дверей на ул. Горького, 28, каб. 102, 103, 106, 113. Барнаульцы смогут получить исчерпывающую информацию по вопросам защиты прав потребителей. Телефон "горячей линии" Роспотребнадзора 66-54-27. Также на все интересующие вопросы в этой сфере ответят в обществе защиты прав потребителей "Правозащита", тел. 60-65-13.

Друзья! А как вы боретесь (и боретесь ли вообще) с нарушением прав потребителей в магазинах? Как вы решаете конфликты, возникающие с продавцами, администраторами и охраной?

Ваши вещи пропали из ячейки магазина? Вас обвинили в краже булочек?  Пишите и звоните нам. Ждем ваших историй. Тел. 26-50-42, e-mail: skutina@altapress.ru.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость