Предприниматель Наталья Сажнева из Ярового – из тех, у кого терпение просто иссякло. О том, что на доме, где расположен ее магазинчик, работает управляющая компания, она узнала лишь тогда, когда та потребовала оплатить свои услуги… за прошедшие годы. Пришлось вплотную сесть за изучение законов. Теперь же штудировать законы приходится уже управляющей компании.
Не звали
Споры между управкомпаниями и владельцами офисов-магазинчиков в жилых домах – обычное дело. Первые требуют платить за свой (порой весьма ненавязчивый) сервис, вторые отбиваются: мы ж сами все делаем, за что, простите, платить? Но история Натальи Сажневой и ее мужа Николая Соболева (владельцев магазина "Автозапчасти" в четырехэтажном доме) все же особая: спора как такового поначалу и не было.
Обслуживать их дом "УК “Яровое”" (муниципальное предприятие) начала в 2007-м, но вплоть до конца 2008 года к владельцам магазинчика так ни разу и не заявилась. "Заключить договор УК “Яровое” нам не предлагала, – говорит Наталья. – О том, что компанию в доме выбрали, мы и не знали. Вывоз мусора и всю коммуналку оплачивали напрямую поставщикам, за уборку территории сами платили дворнику".
И все же УК потребовала от предпринимателей оплатить услуги, которые, как заявила компания, она оказала дому за прошедшие два года. Подала иск в суд и выиграла.
Не знали
Вообще, правовой нигилизм в этой сфере – дело тоже, увы, обычное. Но всему есть предел, решила предпринимательница. "Когда я увидела этот иск и прочитала Жилищный кодекс, я мужу сказала: “Коля, это абсурд, у нас нет с ними договора”", – говорит она. Казалось бы, договор – неотъемлемая часть делового оборота. И по закону управкомпания должна была заключить его с каждым собственником. А заключила всего с одним – с председателем совета дома.
"А кто уполномочил этого так называемого председателя решать судьбу всего дома? – недоумевает Наталья. – Женщина из нашего дома сама расписывалась на бумажке напротив каждой квартиры за выбор ее председателем совета и за собственников, и за нанимателей – вот такие выборы. Не было ни счетной комиссии, ни протокола голосования, да и должность такая законом не предусмотрена".
Тогда-то Наталья и начала свои судебные тяжбы.
Не доказали
Знаю по опыту: вынудить иную управкомпанию делать то, под чем она сама же и подписалась в договоре, даже через суд – задача не тривиальная. А уж если компания муниципальная, да еще и единственная, как в Яровом…
Для начала Наталья попробовала опротестовать незаконные, по ее мнению, выборы председателя совета дома. Безуспешно: срок обжалования был пропущен. Не знали о выборах? Ваши проблемы. Проиграла она и иск жилищников об оплате их работы: отсутствие договора с управкомпанией – не повод не платить ей за работу, решил суд. Правда, по мнению Натальи, УК не доказала, что за два года что-то сделала реально – ведь большинство актов выполненных работ подписаны только жилищниками. Вроде как сами написали отчет, сами у себя работу приняли, а жильцы плати.
Но суд с ней не согласился: ежели люди оплачивали работу компании, стало быть, признали, что она у них есть… Затраты предпринимателей на уборку территории и ремонт за эти годы никто не учел, пришлось раскошелиться по полной (речь шла о 16 тыс. рублей).
Не остановимся
Путь из Ярового в Барнаул – не ближний свет. И если посчитать, сколько раз предприниматели ездили по судебным делам в краевую столицу (в кассационную инстанцию и т. д.), овчинка, может, и не стоит выделки. Но кое-каких результатов они все же добились. По одному из исков, например, суд отменил решение местных депутатов об установлении тарифов на обслуживание жилья. Не власти же должны это делать, в конце концов, – собственники. Впереди – новые иски к управкомпании.
"Сегодня многие дома в Яровом должны управляющей компании по 70–80 тысяч рублей, им якобы сделали работу на суммы, превышающую сбор квартплаты, – говорит Наталья. – И в нашем договоре с УК “Яровое” так называемый председатель совета дома дала право списывать деньги жильцов без их подписи. Разве это законно? Что меня тревожит: вот они отыграли на нас эту схему – взыскали деньги без договора, без законно утвержденного тарифа, без перечня работ. Если мы не заставим их работать в рамках закона, следующими будут жильцы".
Кто правее: закон или связанные с властью структуры?
Валентин Ханович,
пенсионер, Барнаул:
Когда одной из сторон на суде была организация, неравенства по отношению к физическим лицам не было. А когда в суде участвуют граждане и чиновники, преимущества по отношению к чиновникам очевидны. На одном из судов, связанном с приватизацией подвалов в домах нашего ТСЖ, фигурировала липовая выписка из реестра объектов муниципальной собственности, выданная чиновниками. Я шесть или семь раз заявлял в районном суде: вы выносите вердикт, зная, что его основой являются фальсифицированные документы. Ноль внимания… Мы часто бываем нетерпеливы, готовы бросить дело на полпути, а наши оппоненты на это и рассчитывают. Но надо стучаться во все двери. Прокуратуре я, наверное, уже надоел – у меня толстая папка ответов. Я выуживаю из этих ответов то, что мне необходимо, предъявляю их на очередном суде. И дело потихоньку переламывается.
Наталья Сажнева,
предприниматель:
За прошедшие годы в нашем доме прошло только одно общее собрание – самое первое, хотя должно было пройти, по крайней мере, четыре, в реестре собственников, по которому проводили голосование, есть люди, которые умерли еще в 2001 году!
Справка
150 управляющих организаций в крае оказывают услуги управления, в управлении у них находится 14 418 многоквартирных домов, по данным краевого управления по ЖКХ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале