По данным экспертов, каждый год при помощи разных уловок незаконно со счетов абонентов списывается более 10 миллиардов рублей. Тысячи абонентов, пострадавших от SМS-мошенничества, ежегодно обращаются к операторам связи или в правоохранительные органы. А если добавить к ним тех, кто по поводу пропавших со счета денег не делал никаких заявлений, речь может идти о миллионах пострадавших. Как правило, мошенники выбирают самую незащищенную и доверчивую часть населения – детей и пожилых граждан. У них далеко не всегда есть возможность получить подробную и достоверную информацию о навязанной им услуге.
Схем и способов, с помощью которых мошенники обманывают абонентов, авторы законодательной инициативы обнаружили множество: например, предлагается скачать контент, но при этом указывается цена, которая меньше реальной стоимости SMS в 10–15 раз. Или мобильные телефоны пользователей заражаются вирусами, которые без ведома владельца мобильника рассылают сообщения на платные номера. Или под именем абонента мошенники подписываются на скачивание мелодий или прогноз погоды.
Поправки, во-первых, дают подробное определение "контентных услуг" – это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Сюда относится и предоставление абонентам возможности получать на пользовательское оборудование в сетях связи за плату справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах.
Во-вторых, теперь закон обязывает операторов связи подключать дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, только при условии создания отдельного лицевого счета, который предназначен исключительно для оплаты таких услуг, и лишь в пределах средств, находящихся на этом специальном лицевом счете. Но даже в этом случае, прежде чем оказывать дополнительную услугу, оператор должен получить согласие абонента и достоверно установить, что это именно его, абонента, волеизъявление. Но еще до получения согласия на оказание дополнительной услуги оператор связи должен проинформировать абонента о тарифах и содержании той услуги, которая ему предлагается, а также сообщить, кто именно ее предоставляет и с какого лицевого счета она будет оплачена.
Если эти условия не будут соблюдены, то контент-услуги, согласно закону, оплате не подлежат. А ответственность перед абонентами за нарушение законных требований по подключению и предоставлению дополнительных услуг связи несут операторы. Правда, какой именно будет эта ответственность, в принятых поправках не уточняется.
Самое важное - в нашем Telegram-канале